По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Распоряжение Правительства РМ от 29.04.2013 N 233-Р <Об Основных направлениях деятельности Правительства Республики Мордовия на период до 2018 года>



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 апреля 2013 г. № 233-Р

1. Одобрить прилагаемые Основные направления деятельности Правительства Республики Мордовия на период до 2018 года.

2. Исполнительным органам государственной власти Республики Мордовия принять меры по реализации Основных направлений деятельности Правительства Республики Мордовия на период до 2018 года.

3. Контроль за реализацией настоящего распоряжения возложить на заместителей Председателя Правительства Республики Мордовия.

Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.СУШКОВ




Утверждены
распоряжением Правительства
Республики Мордовия
от 29 апреля 2013 г. № 233-Р

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА

Основные направления деятельности Правительства Республики Мордовия на период до 2018 года определяют цели и приоритеты политики Правительства Республики Мордовия в области социального и экономического развития на указанный период, разработаны в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, Республиканской целевой программой развития Республики Мордовия на 2013 - 2018 годы, Стратегией социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2025 года и направлены на реализацию положений указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", № 602 "Об обеспечении межнационального согласия", № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2012 года и Послания Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия.
Развитие республики за последние десять лет характеризовалось в основном положительной динамикой. С 2003 по 2012 годы рост валового регионального продукта составил 1,7 раза, объемов промышленного производства - 2,8 раза, инвестиций в основной капитал - 2,4 раза, объемов в строительстве - 2,2 раза, валовой продукции сельского хозяйства - 1,3 раза, внешнеторгового оборота - 6 раз. Преодолению кризисных явлений 2008 - 2009 годов способствовали достаточно высокие темпы развития в предыдущие годы. В 2010 - 2011 годах экономический рост восстановился, рост ВРП в 2010 году составил 104,8%, в 2011 году - 109,4 процента.
В то же время кризисный и посткризисный периоды не позволили решить в полном объеме ряд задач, направленных на развитие экономики и совершенствование ее структуры.
В предстоящий среднесрочный период необходимо обеспечить устойчивый экономический рост не менее 9 - 10% в год, продолжить технологическую модернизацию и инновационное развитие экономики в целях повышения ее конкурентоспособности и эффективности, совершенствование и развитие инфраструктуры и достичь на этой основе значительного улучшения уровня и качества жизни населения республики.

I. Внутренние вызовы и условия развития

Период 2013 - 2018 годов характеризуется рядом внутренних условий, которые окажут существенное влияние на социально-экономическое развитие.
В 2013 - 2015 годах прогнозируется снижение численности населения трудоспособного возраста, что становится одним из серьезных факторов, сдерживающих экономический рост. Сокращение численности трудоспособного населения и численности трудовых ресурсов повлияет на снижение численности занятых в экономике. По предварительной оценке в 2013 году численность снизится на 4,4 тыс. человек и составит 377,5 тыс. человек. В 2018 году согласно прогнозу численность занятых снизится до 362,5 тыс. человек. Уменьшение численности лиц трудоспособного возраста в прогнозном периоде частично будет восполняться за счет лиц старше трудоспособного возраста и подростков.
Важнейшим условием динамичного социально-экономического развития в предстоящий период является адаптация экономики республики в условиях присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО).
Одной из главных задач является обеспечение сбалансированного роста заработной платы и производительности труда.
Кроме того, важными факторами являются качество институциональной среды и инфраструктуры, эффективность и сбалансированность финансовой системы, от которых зависят конкурентоспособность экономики и инвестиционная привлекательность.
Необходим переход к новой модели экономического роста с активизацией таких факторов конкурентоспособности экономики, как уровень образования населения, научный и технологический потенциал, преодоление инфраструктурных и институциональных ограничений социально-экономического развития и достижение высоких показателей производительности труда.

II. Целевые ориентиры

Приоритетными направлениями социально-экономической политики в республике на 2013 - 2018 годы являются создание условий для долгосрочного устойчивого развития, повышение инвестиционной привлекательности, рост конкурентоспособности экономики за счет модернизации базовых отраслей, развития инновационного сектора, высокотехнологичных производств, человеческого потенциала, равноправная интеграция Республики Мордовия в мировое экономическое пространство и в систему межрегиональных экономических отношений.
Для обеспечения экономического развития Республики Мордовия в соответствии с прогнозными значениями ВРП необходимы:
повышение инвестиционной привлекательности на основе реализации модели государственно-частного партнерства, активизация частных инвестиций;
существенный рост производительности труда на основе технологической модернизации производства и создания инновационных производств с высокой добавленной стоимостью;
повышение оплаты труда работников в производственной и социальной сферах.
Предстоит обеспечить решение демографических, социальных и экологических задач, национальную безопасность, создать благоприятные условия для роста реальных располагаемых денежных доходов населения. Важными направлениями являются повышение качества и доступности услуг в социальной сфере в целях эффективного удовлетворения запросов и потребностей людей, решение жилищной проблемы за счет строительства качественного и доступного жилья, повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению. Необходимо повысить эффективность государственного управления и качество предоставляемых государственных услуг, обеспечить сбалансированное территориальное развитие.
Необходимыми условиями реализации поставленных задач являются формирование и сохранение макроэкономических условий для устойчивого экономического роста, что подразумевает долгосрочную стабилизацию бюджетных расходов и налоговой нагрузки при оптимизации их структуры, повышение эффективности финансового сектора и реализацию мер по повышению эффективности государственных расходов и инвестиций.
В качестве приоритетных направлений следует назвать:
повышение качества управления региональными финансами, реализацию мер по повышению эффективности и результативности расходования средств республиканского (муниципального) бюджета;
внедрение программно-целевого метода при формировании и исполнении республиканского (местного) бюджета;
совершенствование налогового администрирования, повышение ответственности бизнеса при выполнении обязанностей по уплате налогов;
обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов и бюджетного процесса для общества;
совершенствование системы межбюджетных отношений, направленное на повышение устойчивости муниципальных образований;
снижение долговой нагрузки республиканского бюджета Республики Мордовия, чему будут способствовать: оптимизация расходов республиканского бюджета путем сокращения неэффективных расходов бюджета; своевременное исполнение долговых обязательств Республики Мордовия; внедрение механизма размещения республиканских ценных бумаг для покрытия дефицита бюджета на наиболее приемлемых для республики условиях с целью снижения расходов на обслуживание долговых обязательств; проведение мероприятий по оптимизации расходов на обслуживание обязательств перед кредитными организациями; введение моратория на предоставление государственных гарантий Республики Мордовия; направление собственных доходов, полученных сверх прогнозных назначений, на снижение государственного долга Республики Мордовия и на сокращение дефицита республиканского бюджета Республики Мордовия.

III. Приоритетные задачи

1. Повышение конкурентоспособности
и производительности труда, создание условий
для эффективного развития внутренних
и внешних рынков

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" предстоит обеспечить увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года, в том числе в обрабатывающих производствах - в 1,9 раза, в сельском хозяйстве и строительстве - в 1,5 раза и создать к 2020 году 15,4 тыс. высокопроизводительных рабочих мест, в том числе в обрабатывающих производствах - не менее 10 тыс. мест, в сельском хозяйстве - 2100 мест, в строительстве - 2050 мест, в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 1200 мест.
В рамках реализации задачи повышения конкурентоспособности республиканской экономики важнейшим приоритетом является развитие промышленного комплекса, рост инвестиций и его технологическое обновление, развитие конкуренции, поддержка развития науки и технологий, повышение квалификации работников. Промышленный комплекс республики будет модернизирован за счет формирования инновационных и конкурентоспособных производств, развития технологического потенциала и сокращения производственных издержек.
В результате осуществления мероприятий Концепции промышленной политики Республики Мордовия на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Республики Мордовия от 17 декабря 2012 г. № 717-Р, будут укрепляться позиции в видах деятельности "Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования", "Производство транспортных средств и оборудования", "Производство машин и оборудования", "Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий" и др.
Ежегодный прирост промышленного производства в 2013 - 2018 годах в среднем составит 11 процентов. Увеличение объемов промышленного производства в целом за период прогнозируется в 1,9 раза, в том числе в обрабатывающих отраслях - в 2 раза.
Достижение данных показателей будет обеспечиваться реализацией Республиканской целевой программы развития Республики Мордовия на 2013 - 2018 годы, а также развитием территориальных инновационных кластеров "Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением", "Электротехника и приборостроение", "Транспортное и сельскохозяйственное машиностроение". Кроме того, планируется принять Республиканскую целевую программу научно-инновационного развития Республики Мордовия на 2013 - 2017 годы.
Прогнозируемые темпы роста определяются в основном реализацией перспективных инвестиционных проектов:
"Организация производства алюминиевых сплавов", ООО "Оптикэнерго" (ООО "ЭМ-Кат");
"Организация производства нового поколения проводов и кабелей для эксплуатации в сложных и экстремальных условиях с целью обеспечения повышенной надежности объектов электроснабжения", ООО "Оптикэнерго" (ООО "ЭМ-Кабель");
"Восстановление, реконструкция и строительство нового промышленного предприятия", ЗАО "НПО "НефтехГазМаш";
"Организация производства новых видов сельскохозяйственной техники", ОАО "МордовАгроМаш";
"Техническое перевооружение производства", ОАО "Ардатовский светотехнический завод";
"Модернизация светотехнического производства", ОАО "Кадошкинский электротехнический завод";
"Техническое перевооружение производства", ОАО "Саранский приборостроительный завод";
"Создание промышленного производства энергосберегающих световых приборов на основе мощных светодиодов", ОАО "Электровыпрямитель";
"Освоение массового производства энергоэффективных световых приборов нового поколения", ЗАО "Ксенон";
"Организация производства пероксидносшиваемого изоляционного компаунда для кабелей среднего напряжения до 35 кВ", ЗАО "Лидер-Компаунд";
"Создание производства крупного вагонного литья", ООО "ВКМ-Сталь".
Одним из основных проектов программы развития территориального инновационного кластера "Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением", включенной в Перечень пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров, утверждаемый Правительством Российской Федерации, станет создание в Саранске специализированного светотехнического индустриального парка. На реализацию данной программы из федерального бюджета в течение пяти лет планируется получить 2,5 млрд. руб. на развитие инновационной, инженерной, транспортной, жилищной и социальной инфраструктуры территорий базирования кластера (г. Саранск, п. Кадошкино Кадошкинского района, п. Тургенево Ардатовского района).
Вертикальная и горизонтальная интеграция, диверсификация продукции определены как стратегические приоритеты развития вагоностроительного кластера, основу которого составляет ОАО "Русская корпорация транспортного машиностроения" (РКТМ). Получит дальнейшее развитие устойчивая кооперация его участников в рамках разработки и производства грузовых вагонов, оказания сервисных услуг при эксплуатации продукции холдинга.
Будут реализованы меры поддержки инноваций, создания и развития объектов инновационной инфраструктуры, в том числе технопарка в сфере высоких технологий, который является ключевым инновационным проектом для развития экономики республики. Его реализация позволит обеспечить необходимые условия для наращивания инновационного потенциала и коммерциализации инноваций. В рамках технопарка будут функционировать Информационно-вычислительный комплекс, Центр нанотехнологий и наноматериалов, Центр энергосберегающей светотехники, Центр экспериментального производства, Инжиниринговый центр оптоэлектроники, Центр разработки программных продуктов.
Для предприятий стройиндустрии приоритетными направлениями являются модернизация и технологическое развитие материально-технической базы, обеспечение строительного комплекса республики и других регионов энергосберегающими конкурентоспособными строительными материалами, повышение качества, энергоэффективности и экологичности продукции.
Приоритетами развития пищевой промышленности являются увеличение объемов и ассортимента производимой продукции, импортозамещение, увеличение экспорта и вывоза продукции в другие регионы Российской Федерации, повышение ее качества и конкурентоспособности в связи с членством России в ВТО.

Улучшение инвестиционного климата
и привлечение капитала

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" объем инвестиций в России должен возрасти до 25 процентов валового внутреннего продукта к 2015 году и до 27 процентов валового внутреннего продукта к 2018 году, увеличившись почти вдвое по сравнению с 2012 годом.
В Республике Мордовия в 2012 году объем инвестиций составил 36,4% от объема ВРП, к 2015 году должен возрасти до 45% и в 2018 году - до 47%, увеличившись по сравнению с 2012 годом более чем в 2 раза.
В целях ускорения инвестиционного развития республики, повышающего ее инвестиционную и инновационную привлекательность, предусматривается решение следующих задач:
совершенствование нормативной правовой базы, направленной на развитие инвестиционной и инновационной деятельности, стимулирование инвестиционной и инновационной активности в регионе;
реализация мероприятий, направленных на снижение основных инфраструктурных рисков и административных барьеров в Республике Мордовия;
разработка и реализация мер, направленных на стимулирование притока частных инвестиций в экономику республики;
реализация мероприятий, направленных на увеличение инвестиций в малое и среднее предпринимательство республики и развитие механизмов государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
разработка и реализация мер информационного и организационного характера, направленных на развитие инновационной деятельности;
развитие инженерной инфраструктуры;
формирование позитивного имиджа Республики Мордовия как инвестиционно привлекательной территории и информационное обеспечение участников инвестиционной и инновационной деятельности;
привлечение дополнительных источников финансирования инвестиционных потребностей.
На активизацию инвестиционной деятельности и улучшение инвестиционного климата будут направлены следующие мероприятия:
организация особых экономических зон интенсивного развития, включающих элементы транспортной, инженерной и деловой инфраструктуры;
развитие механизмов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов с целью снятия основных инфраструктурных рисков;
заключение соглашений с потенциальным частным инвестором по реализации инвестиционных проектов;
концентрация государственной поддержки инвестиционной деятельности на приоритетных направлениях социально-экономического развития;
создание института развития, направленного на привлечение инвестиций, работающего по принципу "одного окна";
активность информационной политики, позволяющей в полной мере раскрыть инвестиционный потенциал и позиционировать республику как инвестиционно привлекательный регион.
Будет продолжено сотрудничество с институтами развития, включая Внешэкономбанк, Инвестиционный фонд Российской Федерации.

Подготовка и проведение Чемпионата мира
по футболу 2018 года в Республике Мордовия

Город Саранск - выбран в качестве одного из городов - организаторов Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России (далее - Чемпионат). Международная федерация футбольных ассоциаций предъявляет к городам-организаторам ряд количественных и качественных требований, касающихся спортивной, транспортной, туристической (гостиничной) инфраструктуры, благоустройства города.
В рамках подготовки к Чемпионату предстоит создать единую современную инфраструктуру, включающую в себя спортивные и культурно-развлекательные комплексы, новые дороги и транспортные развязки, благоустроенные парковые зоны, комфортные и безопасные места для пребывания гостей и участников Чемпионата, стадион, соответствующий международным требованиям.
Подготовка к проведению игр мирового спортивного соревнования должна стать одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Мордовия.
Участие в Чемпионате позволит республике создать не только спортивную инфраструктуру мирового уровня, но и открыть инновационные возможности для развития, притока инвестиций, улучшения качества жизни жителей региона, даст мощный импульс социально-экономическому развитию города Саранска и республики в целом, продвижению региона в качестве туристического и культурно-спортивного центра на федеральном и международном уровнях.
Подготовка к проведению Чемпионата включена в перечень программных мероприятий Республиканской целевой программы развития Республики Мордовия на 2013 - 2018 годы.
В целях подготовки к проведению в 2018 году в республике матчей Чемпионата разработан проект Концепции Республиканской целевой программы "Подготовка и проведение Чемпионата мира по футболу 2018 года в Республике Мордовия" на 2013 - 2018 годы.
Основной целью вышеуказанной программы является создание условий для проведения Чемпионата на территории Республики Мордовия, включающих:
обеспечение выполнения обязательств, принятых в рамках соглашений с ФИФА по вопросу проведения Чемпионата и Заявочной книги "Россия - 2018";
развитие инфраструктуры городского округа Саранск в целях создания условий для проведения футбольного события мирового уровня;
обеспечение республиканских спортсменов футбольной инфраструктурой высокого класса;
развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта;
развитие массового спорта в Республике Мордовия;
обеспечение возможности проведения в Республике Мордовия международных и общероссийских соревнований по футболу;
обеспечение возможности эффективного использования спортивных объектов после проведения Чемпионата (наследие), использование созданных объектов для последующего проведения чемпионатов межрегионального значения и зрелищных мероприятий;
обеспечение предоставления услуг на уровне мировых стандартов при проведении Чемпионата и в дальнейшем содействие экономическому росту региона, повышению уровня жизни населения Республики Мордовия;
развитие информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры региона;
экологический мониторинг.
Основными задачами являются:
проектирование и строительство стадиона международного уровня в городском округе Саранск;
строительство в городском округе Саранск и Республике Мордовия спортивных объектов и объектов сопутствующей инфраструктуры, соответствующих требованиями ФИФА, и необходимых для проведения Чемпионата;
обеспечение возможности дальнейшего развития современных телекоммуникационных сетей и программно-аппаратных комплексов на территории республики и городского округа Саранск;
проектирование, строительство, реконструкция и ремонт объектов дорожного хозяйства;
благоустройство и озеленение;
строительство, ремонт и реконструкция объектов жилищно-коммунального хозяйства;
развитие общественного транспорта;
формирование положительного туристического имиджа, сохранение и развитие историко-культурного наследия, развитие спорта и туризма.
В сфере улучшения условий предпринимательской деятельности во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 1276 "Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности" и распоряжения Правительства Республики Мордовия от 21 января 2013 г. № 13-Р предстоит реализовать мероприятия по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, направленные на улучшение значений таких показателей, как:
оценка предпринимательским сообществом общих условий ведения предпринимательской деятельности, включая улучшение инвестиционного климата;
наличие основных составляющих стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе и оценка предпринимательским сообществом эффективности реализации этих составляющих;
создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест, повышение производительности труда;
состояние рынка труда, подготовка и переподготовка высококвалифицированных кадров;
качество и доступность производственной и транспортной инфраструктуры;
инвестиционная деятельность, привлечение инвестиций;
развитие среднего и малого предпринимательства;
улучшение предпринимательского климата в сфере строительства;
повышение доступности энергетической инфраструктуры.
Предусматривается снижение административных барьеров, в том числе за счет сокращения количества процедур, сроков и стоимости подключения хозяйствующих субъектов к энергосетям, получения ими разрешений на строительство, создания предприятий и регистрации права собственности субъектам предпринимательской деятельности.
Основными направлениями развития малого бизнеса в Республике Мордовия будут:
развитие малого инновационного предпринимательства, в том числе в сфере высоких технологий;
развитие инфраструктуры малого бизнеса: создание сети бизнес-инкубаторов и центров поддержки предпринимательства в муниципальных районах;
разработка и реализация программ повышения квалификации и переподготовки предпринимателей, занятых в сфере малого и среднего бизнеса;
информационное обеспечение малого бизнеса.
Реализация данных направлений будет обеспечиваться проведением гибкой политики поддержки малого и среднего предпринимательства, предусматривающей:
предоставление информационных, консультационных, образовательных и прочих услуг на льготной основе предпринимателям, в том числе начинающим;
проведение обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого и среднего предпринимательства, в т.ч. в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров;
создание новых рабочих мест за счет реализации получивших государственную поддержку проектов в приоритетных направлениях экономики республики, создания в республике кластеров по энергосберегающей светотехнике, силовой преобразовательной технике, кабельной промышленности, информационным технологиям;
расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам (предоставление субсидий на оплату части процентов за пользование кредитами российских кредитных учреждений, поручительств, микрозаймов, содействие развитию лизинга оборудования);
поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции;
развитие малого предпринимательства в сфере инноваций и высоких технологий, в т.ч. малых предприятий, создаваемых при вузах республики, а также размещаемых в технопарке в сфере высоких технологий;
решение проблем доступа к офисной и производственной недвижимости, недвижимому имуществу, объектам естественных и локальных монополий (электросетевое, газовое хозяйство, коммунальная инфраструктура).

Развитие конкуренции

В целях создания эффективной конкурентной среды и условий для добросовестной конкуренции в республике планируется принять Республиканскую целевую программу "Развитие конкуренции в Республике Мордовия до 2015 года".
В качестве общесистемных мероприятий предусматривается включение функций по развитию конкуренции в приоритеты деятельности органов исполнительной власти, развитие конкуренции в инфраструктурных отраслях, снижение доли государственного сектора в экономике, развитие конкуренции при осуществлении закупок, упрощение деятельности предпринимателей в рамках антимонопольного регулирования и повышение уровня защиты прав потребителей.
Основными задачами являются:
повышение информационной прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и органов местного самоуправления республики;
сокращение прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности;
развитие практики размещения государственных заказов, в том числе расширение практики заказа социальных (медицинских, образовательных) услуг на основе конкурсных процедур;
развитие энергетической, транспортной, логистической, жилищно-коммунальной, информационной, финансовой инфраструктуры;
развитие системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности;
расширение возможностей для доступа субъектам малого и среднего предпринимательства к государственным заказам;
совершенствование системы государственного контроля (надзора) и усиление гарантий защиты прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Поддержка науки и технологий

В области науки планируется сконцентрироваться на двух основных направлениях:
1. Развитие фундаментальных и прикладных научных исследований.
По данному направлению планируется:
принять Закон Республики Мордовия "Об инновационной деятельности в Республике Мордовия", который призван установить основы инновационной деятельности в Республике Мордовия, регулировать правовые и экономические отношения между субъектами инновационной деятельности, определит основы формирования и реализации региональной инновационной политики, направленной на ускорение развития и повышение конкурентоспособности экономики республики;
утвердить программу научно-инновационного развития Республики Мордовия на 2013 - 2015 годы, которая позволит создать эффективную региональную научно-инновационную систему, направленную на повышение конкурентоспособности экономики и обеспечение устойчивого социально-экономического развития Республики Мордовия, на основе формирования развитой республиканской инновационной инфраструктуры, сбалансированного и эффективного использования ресурсов, научно-технического и образовательного потенциалов республики;
разработать и утвердить Стратегию инновационного развития Республики Мордовия до 2030 года для определения долгосрочных целей, приоритетов и задач инновационной политики в регионе;
обеспечить проведение совместных (региональных) конкурсов проектов фундаментальных исследований с ФГБУ "Российский фонд фундаментальных исследований" и с ФГБУ "Российский гуманитарный научный фонд".
Осуществление финансовой поддержки (гранты) для проведения фундаментальных и прикладных научных исследований планируется за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия на долевых началах с ФГБУ "Российский фонд фундаментальных исследований" и ФГБУ "Российский гуманитарный научный фонд".
Проведение совместных конкурсов с РФФИ и РГНФ позволит осуществлять поддержку прошедших конкурсный отбор инициативных научно-исследовательских проектов, проектов проведения республиканских, российских и международных научных мероприятий (конференций, семинаров, "круглых столов"), участия ученых республики в научных мероприятиях за рубежом, издания научных трудов;
реализация проекта по разработке технологий и освоению производства монокристаллического карбида кремния, полупроводниковых приборов и преобразователей нового поколения на основе монокристаллического карбида кремния в Республике Мордовия.
Стратегической целью сотрудничества в рамках данного направления является создание "прорывных" технологий и освоение производств, формирующих новые рынки высокотехнологической продукции и услуг в области силовой электроники, основанной на карбиде кремния.
В рамках реализации данного проекта планируется решить следующие задачи:
разработка и внедрение эффективных инструментов привлечения долгосрочных прямых инвестиций в проект;
создание инфраструктуры и механизмов научно-производственной кооперации для создания и реализации проекта;
формирование высокотехнологичного сектора силовой электроники, основанной на карбиде кремния, отработка механизмов государственного регулирования с целью технологической модернизации сектора силовой электроники Республики Мордовия и роста качества подготовки кадров;
совершенствование учебных программ, привязка их к новым технологиям и программам развития силовой электроники, основанной на карбиде кремния;
создание Центра широкозонных полупроводников.
В целях дальнейшего развития отечественной силовой электроники предлагается создать в Республике Мордовия Всероссийский центр силовой электроники нового поколения в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 - 2025 годы". В ходе реализации проекта планируется приобретение современных технологий производства широкозонных полупроводников и соответствующего технологического оборудования ведущих мировых центров компетенции. В реализации проекта примут участие ООО "Центр нанотехнологий и наноматериалов Республики Мордовия", АУ "Технопарк-Мордовия", ОАО "Электровыпрямитель", ЗАО НПК "Электровыпрямитель", ОАО "Орбита" и другие научно-производственные предприятия и учреждения;
создание Инжинирингового центра оптоэлектроники.
Инжиниринговый центр оптоэлектроники - новый объект инновационной инфраструктуры, сочетающий в себе все этапы жизненного цикла технического объекта от генерации идеи создания нового продукта до разработки опытно-промышленной технологии и изготовления экспериментального образца с последующей передачей для организации серийного производства.
Основу Инжинирингового центра оптоэлектроники составят два научно-производственных центра - Центр волоконной оптики и Центр проектирования инноваций, которые позволят объединить процессы создания новейшего оборудования и приборов в области оптоэлектроники и волоконной оптики, воплотить научные идеи в готовый продукт;
Создание и обеспечение деятельности Локального центра компетенций в целях поддержки предприятий в области стратегического планирования, инновационного менеджмента, охраны интеллектуальной собственности и вовлечения молодежи в активную научную деятельность.
Приоритетным направлением поддержки технологического развития в республике, а также ускоренного развития сектора информационно-коммуникационных технологий станет создание Инжинирингового центра регионального электронного правительства, который будет являться связующим звеном между разработчиками инновационных продуктов и производством и потребителями.
2. Развитие системы инструментов финансирования науки на конкурсной основе, в том числе:
заключение Соглашения о сотрудничестве в развитии научно-инновационной деятельности в Республике Мордовия между Правительством Республики Мордовия и ОАО "Российская венчурная компания". Организация работы Фонда посевных инвестиций совместно с ОАО "Российская венчурная компания" и инвестирование его средств в инновационные проекты "посевной стадии" развития.
Для финансирования научно-инновационной деятельности в республику предусматривается привлечение финансовых средств различных институтов финансирования.
Потенциальным инвестиционным партнером для Республики Мордовия является ОАО "Российская венчурная компания". Для развития долгосрочных отношений между Республикой Мордовия и ОАО "РВК" необходимо проработать вопрос включения Министерства промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия в Партнерскую программу ООО "Инфраструктурные инвестиции РВК" (далее - Инфрафонд РВК) в качестве стратегического партнера для подготовки и реализации совместных проектов по развитию сервисной инфраструктуры и распространению лучших практик и мирового опыта в области венчурного инвестирования инновационных проектов;
предоставление финансовой поддержки научно-технической деятельности и разработке инновационных проектов в Республике Мордовия.
В целях поддержки инновационного развития Республики Мордовия, стимулирования разработки научно-технических и инновационных проектов, внедрения высокоэффективных результатов научных исследований и экспериментальных достижений в экономическую и социальную сферу деятельности Республики Мордовия реализуется постановление Правительства Республики Мордовия от 9 августа 2010 г. № 324 "О предоставлении финансовой поддержки научно-технической деятельности и разработке инновационных проектов в Республике Мордовия".
Финансовая поддержка предоставляется в виде государственного заказа Республики Мордовия, субсидий юридическим лицам на финансовую поддержку научно-технических и инновационных проектов.
Субсидии юридическим лицам на финансовую поддержку научно-технических и инновационных проектов предоставляются на разработку научно-технических и инновационных проектов в объеме не менее 50% от общей стоимости проекта, проведение научных и научно-практических мероприятий в объеме не менее 10% от общей стоимости реализации мероприятий.

Развитие транспортной инфраструктуры

В 2013 - 2018 годах продолжится реализация мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры республики, приведению ее в нормативное безопасное состояние, расширению и модернизации мощностей предприятий транспорта, в том числе по расширению пропускной способности аэропорта г. Саранска, внедрению новых транспортных (перевозочных) технологий, обеспечивающих повышение качества и доступности транспортных услуг в соответствии с "Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года", "Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года", федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)".
Прогнозируется ввод в действие 427 км различных объектов транспортной инфраструктуры, рост показателей грузо- и пассажирооборота железнодорожного и автомобильного транспорта как в абсолютных величинах, так и в расчете на одного занятого в данном виде экономической деятельности.
Планируемые результаты развития транспортной инфраструктуры:
улучшение транспортной доступности республики в целом и ее муниципальных районов;
оптимизация соотношения различных видов транспорта, повышение качества обслуживания пассажиров, рост пассажиро- и грузооборота;
развитие мобильности и деловой активности населения.

Развитие связи и информационных технологий

В 2013 - 2018 годах предусматривается реализация мероприятий по развитию информационно-коммуникационной инфраструктуры региона в соответствии с Республиканской целевой программой "Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2015 года".
В 2013 - 2018 годах получит дальнейшее развитие магистральная сеть связи в республике за счет подключения районных центров и крупных населенных пунктов к оптическим линиям связи, будет проведена модернизация сети фиксированной зоновой (местной) телефонной связи. В соответствии с растущими потребностями рынка возрастет число терминалов сотовой связи. Будут активно развиваться радиосвязь, радиовещание, телевидение, местные Интернет-ресурсы, новые услуги электросвязи.
Основными направлениями развития при этом становятся:
строительство волоконно-оптических линий связи и мультисервисной сети;
развитие сетей телефонной связи, широкополосной передачи данных, включая WiFi, организация высокоемкой сети сотовой подвижной связи стандартов 2G/3G/4G;
развитие проекта "Безопасный город", включая систему оповещения и организация системы автоматизации транспорта, основанной на элементах региональной навигационно-информационной системы;
организация ТВ- и радиовещания, включая установку экранов в публичных местах.
Значительные усилия будут направлены на развитие телекоммуникационной сети в Республике Мордовия, в том числе органов государственной власти и органов местного самоуправления, информационно-телекоммуникационных сегментов в сфере образования, науки, культуры, здравоохранения. Достигнет 70% доля государственных услуг, предоставляемых с помощью ИКТ, в том числе с использованием сети Интернет. Системами электронного документооборота будут охвачены все органы государственной и муниципальной власти Республики Мордовия. При работе с автоматизированными системами все органы государственной власти будут использовать технологии электронной подписи.
Общественно значимыми результатами развития информационной и телекоммуникационной инфраструктур должны стать:
уменьшение информационного неравенства, качественный доступ к современным информационным ресурсам для жителей малых городов и сельских жителей;
переход на новый качественный уровень оказания таких услуг связи, как интерактивное телевидение, высокоскоростной доступ к сети Интернет, видеотелефония;
обеспечение доступа организаций и граждан к информации о деятельности органов государственной власти, возможность полного или частичного получения наиболее востребованных государственных услуг в электронном виде с использованием сети Интернет;
достижение высоких экономических результатов для операторов связи за счет внедрения новых услуг.

Развитие агропромышленного комплекса
Республики Мордовия

Развитие сельского хозяйства Республики Мордовия на ближайшую перспективу будет определяться направленностью государственной аграрной политики на создание высокотехнологичного, конкурентоспособного производства, обеспечивающего высокое качество жизни сельских тружеников и всего сельского населения на основе Государственной программы Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.
Приоритетами Государственной программы являются повышение благосостояния, уровня жизни и занятости граждан, устойчивое развитие сельских территорий, обеспечение продовольственной безопасности в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации.
В целях реализации поставленных Государственной программой Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы задач в отрасли сельского хозяйства республики необходимо направить усилия на качественную модернизацию в целях повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности отрасли, создание условий для его динамичного роста в рамках вступления России в ВТО.
В рамках Государственной программы Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы предусматривается решение следующих задач:
стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов, обеспечивающего продовольственную независимость страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации;
повышение конкурентоспособности продукции республиканских производителей на внутреннем и внешнем рынках в условиях присоединения к ВТО;
поддержка малых форм хозяйствования и кооперации на селе;
повышение уровня рентабельности в сельском хозяйстве для обеспечения его устойчивого развития;
поддержка развития инфраструктуры агропродовольственного рынка;
повышение эффективности регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
повышение благосостояния и качества жизни, в том числе обеспечение доступности жилья и комфортности проживания в сельской местности, а также обеспечение занятости сельского населения;
создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения;
развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения.
Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в период с 2013 по 2018 год по отношению к уровню 2012 года составит 145,2%, производства пищевых продуктов - 125,7%, объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства - 129 процентов.
К 2018 году рентабельность сельскохозяйственных организаций составит 14,5%, среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) - 20,1 тыс. рублей;
количество крестьянских (фермерских) хозяйств, начинающих фермеров, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки - 400 ед.;
количество построенных или реконструированных семейных животноводческих ферм - 60 ед.
К 2018 году производительность труда в сельхозпредприятиях увеличится в 1,4 раза относительно уровня 2012 года.

Развитие профессионального образования
и рынка квалифицированного труда

В целях развития профессионального образования и рынка квалифицированного труда в республике предусматривается:
1. Разработать и внедрить механизмы эффективного контракта с преподавателями и мастерами производственного обучения государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования во всех образовательных учреждениях.
До 2018 года поэтапно повысить заработную плату преподавателям и мастерам производственного обучения образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования до уровня средней заработной платы в Республике Мордовия.
2. До 2018 года создать шесть многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования.
3. Разработать и внедрить систему оценки качества профессионального образования путем утверждения показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, их руководителей и основных категорий работников.
4. До 2018 года довести непрерывное образование населения в возрасте 25 - 65 лет по программам дополнительного профессионального образования до 49 процентов.
5. Согласно плану реструктуризации сети учреждений профессионального образования Республики Мордовия в 2013 году реорганизовать все учреждения начального профессионального образования, в том числе путем изменения типа - два учреждения начального профессионального образования, путем присоединения - четыре учреждения начального профессионального образования.

В области содействия занятости населения

В целях создания условий для эффективного развития рынка труда, рационально обеспечивающего граждан соответствующей работой, а работодателей необходимой рабочей силой, повышения качества предоставляемых государственных услуг в области содействия занятости населения, обеспечения защиты от безработицы, поддержания социальной стабильности в обществе в республике реализуется Республиканская целевая программа содействия занятости населения Республики Мордовия на 2012 - 2014 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовия от 12 декабря 2011 г. № 452.
Прогнозируемый экономический рост на 2013 - 2018 годы потребует от рынка труда оперативного реагирования в части удовлетворения спроса на рабочую силу, в первую очередь на квалифицированные кадры рабочих и специалистов. Предусматривается реализация мер по повышению конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, эффективному трудоустройству молодых специалистов, преодолению структурной безработицы, развитию территориальной мобильности рабочей силы.
С целью создания правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда, в соответствии с Государственной программой Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2149-р, после завершения срока реализации действующей программы в республике предусматривается разработка Республиканской программы содействия занятости населения на 2015 - 2020 годы.
Реализация мероприятий Программы позволит:
снизить уровень общей и регистрируемой безработицы, продолжительность безработицы;
расширить возможности для реализации прав граждан на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии;
обеспечить работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации;
повысить уровень трудоустройства ищущих работу граждан, в том числе за счет более полной обеспеченности населения и работодателей информацией о ситуации на рынке труда, об услугах службы занятости населения;
создать рабочие места для временного трудоустройства безработных и ищущих работу граждан, в том числе сельских жителей, для несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, выпускников начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
содействовать интеграции в рынок труда и эффективной занятости безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности при трудоустройстве;
сохранить занятость работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения, и граждан, проживающих в монопрофильных населенных пунктах.
Предусматривается реализация мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности безработных граждан, в том числе за счет совершенствования качества и структуры профессиональной подготовки, на сохранение профессиональных навыков и мотивации к труду женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, оказание информационно-консультационных услуг и финансовой помощи гражданам, ищущим работу, по организации и ведению предпринимательской деятельности.

В области социального партнерства,
трудовых отношений и оплаты труда

В целях создания необходимых условий для эффективного развития экономики, повышения уровня жизни населения, расширения правовой основы для развития партнерских отношений в социально-трудовой сфере заключено Соглашение между Федерацией профсоюзов Республики Мордовия, Региональным объединением работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Республики Мордовия" и Правительством Республики Мордовия на 2013 - 2015 годы (от 17 декабря 2012 г. № 76), устанавливающее общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики в Республике Мордовия. В дальнейшем предполагается заключение аналогичного Соглашения на 2016 - 2018 годы.
Начиная с 2010 года, в республике ежегодно проводятся региональные этапы всероссийских конкурсов "Российская организация высокой социальной эффективности" и "Лучший по профессии".
В целях повышения оплаты труда работников организаций бюджетного сектора экономики республики, во исполнение указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28 декабря 2012 г. № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" принято постановление Правительства Республики Мордовия от 25 февраля 2013 г. № 58 "Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных учреждениях Республики Мордовия на 2013 - 2018 годы".

В области улучшения условий и охраны труда

В соответствии со статьей 216 Трудового кодекса Российской Федерации, с учетом положений Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351, в Республике Мордовия реализуется Республиканская целевая программа улучшения условий и охраны труда в Республике Мордовия на 2011 - 2015 годы, по завершению которой предусмотрено принятие соответствующей программы на 2016 - 2018 годы. Программа предусматривает меры организационного обеспечения условий и охраны труда, санитарно-гигиенического и лечебно-профилактического обеспечения условий и охраны труда, организации обучения руководителей и специалистов по охране труда, информационно-пропагандистского обеспечения условий и охраны труда.

В области развития трудовых ресурсов

В связи с принятием Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года предусматривается разработка проекта региональной концепции миграционной политики на период до 2025 года с учетом особенностей Республики Мордовия.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. № 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" разработан проект Программы Республики Мордовия по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2015 годы, в котором предусмотрены следующие меры:
придание Программе статуса бессрочного действия;
обеспечение соотечественникам возможности самостоятельного трудоустройства;
прием и расселение участников программы по всей территории Республики Мордовия;
возможность участия в Программе предпринимателей и студентов;
срочность свидетельств участника Программы (на срок 3 года);
расширение круга членов семьи участника, в который кроме близких родственников будут включены бабушки, дедушки, совершеннолетние братья/сестры, тети, дяди, а также усыновленные супругами дети.

Развитие международной интеграции

Основная цель развития внешнеэкономической деятельности - равноправная интеграция Республики Мордовия в мировое экономическое пространство и в систему межрегиональных экономических отношений для эффективного и рационального использования в интересах республики преимуществ международного разделения труда, построения современной инфраструктуры, обеспечивающей высокоэффективную кооперацию в области внешнеэкономических связей.
В рамках членства России в ВТО, призванного способствовать развитию положительной динамики внешнеторгового оборота субъектов Российской Федерации, приоритетное значение в развитии отношений со странами дальнего зарубежья будет иметь сохранение и развитие сотрудничества с европейскими странами, в первую очередь с Европейским союзом (Германия, Италия, Испания, Нидерланды). Большое значение будет придаваться развитию сотрудничества с высокоразвитыми странами Азии и, в первую очередь, с Республикой Корея в области импорта технологий.
В структуре торгово-экономических связей со странами СНГ приоритетное значение сохранит сотрудничество с Белоруссией, Казахстаном и Украиной.
Позитивное влияние на увеличение оборота со странами СНГ будут оказывать развитие интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС, ЕЭП, АТЭС, Таможенного Союза, модернизация производственной базы в государствах - участниках СНГ, унификация внешнеторговых режимов, снятие ограничений во взаимной торговле.
Рост экспорта будет обеспечиваться за счет поставок вагонов железнодорожных, цветных металлов (алюминий и изделия из него), проводов изолированных и кабелей, полупроводниковых приборов, фанеры клееной.
В импорте основную долю сохранят закупки технологического оборудования. Будет возрастать импорт инвестиционных товаров для модернизации производственной базы республиканской промышленности.
Улучшение структуры внешнеторгового оборота, в т.ч. увеличение в экспорте удельного веса наукоемких товаров и продукции перерабатывающих отраслей АПК, предусматривается обеспечить за счет:
реализации имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ экономики республики, выхода на внешние рынки новых предприятий, инновационных товаров и технологий, развития импортозамещающих и экспортоориентированных производств;
увеличения в экспорте удельного веса высокотехнологичных и наукоемких товаров за счет реализации системы мер государственной поддержки конкурентоспособных производств;
интенсивного освоения рынков и углубления интеграции со странами приоритетного сотрудничества - Белоруссией, Казахстаном и Украиной;
расширения внешнеэкономических связей со странами ближнего зарубежья - Узбекистаном, Азербайджаном, Таджикистаном, Киргизией в связи с востребованностью в них продукции предприятий машиностроительного комплекса республики;
расширения взаимодействия со странами дальнего зарубежья при экспорте вторичных алюминиевых сплавов для нужд автомобилестроения стран Европы и Азии, полупроводниковых приборов и изделий из фанеры клееной в страны Западной Европы;
сохранения на кратко- и среднесрочную перспективу приоритетного значения импорта высоких технологий из стран Западной Европы и Азии ("импорт производств вместо импорта товаров");
развития новых направлений в экспорте, которое предполагает изучение спроса зарубежных партнеров на товары, технологии и услуги, ранее не представленные в экспорте республики, в т.ч. экспорт продовольственных товаров, лесных ресурсов, строительных товаров.
Этому будет способствовать:
развитие инфраструктуры внешнеэкономической деятельности, в том числе товаропроводящей сети организаций-экспортеров;
усовершенствование комплекса взаимосвязанных мер информационного содействия экспортерам как одного из действенных рычагов поддержки экспортной деятельности;
содействие в реализации на территории республики международных региональных проектов и программ, расширении контактов с организациями и фирмами зарубежных стран;
увеличение количества участников выставочно-конгрессных мероприятий как средства активного продвижения продукции республиканских предприятий на внешний рынок, в т.ч. обеспечение их участия в специализированных выставках, организация единых экспозиций предприятий Мордовии в международных национальных выставках с государственной (федеральной) поддержкой;
использование научно-технического потенциала республики для расширения международных контактов, подготовка кадров в сфере международного права, маркетинга, стратегического менеджмента, защиты интеллектуальной собственности.

2. Повышение качества и доступности услуг
институтов социальной сферы

Предстоит повысить качество институтов социальной сферы, прежде всего образования, здравоохранения и социальной защиты. Будут созданы условия для увеличения престижности и привлекательности работы, сохранения кадрового потенциала, обеспечения соответствия оплаты труда работников качеству оказания ими государственных услуг в социальной сфере. Заработная плата школьных учителей, педагогов дополнительного образования, социальных работников, среднего и младшего медицинского персонала повысится до 100 процентов уровня средней заработной платы в республике, а научных работников и врачей - до 200 процентов уровня средней заработной платы в республике. Вознаграждение руководителей государственных и муниципальных учреждений будет привязано к качеству работы организации и средней заработной плате персонала.
В сфере культуры одной из приоритетных мер будет являться повышение к 2018 году средней заработной платы работников учреждений культуры до 100 процентов от средней заработной платы в республике при увязке роста оплаты труда с повышением уровня квалификации и качества выполняемой работы.
Одним из основных направлений деятельности Правительства Республики Мордовия в сфере профессионального образования станет переход к системе "эффективного контракта". Средняя заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования достигнет уровня средней заработной платы в республике, а преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования - 200 процентов от уровня средней заработной платы в республике.
В целях улучшения демографической ситуации будут решаться задачи по сокращению уровня смертности населения, существенному снижению уровня социально значимых заболеваний и повышению уровня рождаемости.
Показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении достигнет в 2018 году 74 года.
Продолжится реализация мер, стимулирующих рождение в семьях второго, третьего ребенка и последующих детей.
Приоритетной целью является формирование необходимых условий для сохранения и укрепления здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни. Достижение данной цели требует формирования здорового образа жизни, обеспечения доступности профилактики, диагностики и лечения заболеваний с использованием современных медицинских технологий, качественных и эффективных лекарственных препаратов и медицинских изделий, а также реализации на предприятиях программ замещения мест с вредными условиями труда.
В сфере охраны здоровья структурные преобразования региональной системы здравоохранения до 2020 года планируется реализовать в рамках разрабатываемой Программы "Развитие здравоохранения Республики Мордовия до 2020 года", включающей следующие мероприятия:
1) Первичная медико-санитарная помощь:
Развитие амбулаторно-поликлинической помощи будет направлено на привлечение частных медицинских организаций, оказывающих данный вид помощи (с 18 до 27).
Расширение лечебной сети для обеспечения доступности медицинской помощи сельскому населению: увеличение количества врачей общей практики (с 86 до 95), сохранение сети ФАП, расширение сети врачебных амбулаторий (с 17 до 21) на основе реорганизации участковых больниц, использование мобильной медицины (мобильный комплекс).
Развитие профилактического направления в рамках подпрограммы "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи", предусматривающей расширение сети кабинетов профилактики (с 27 до 33), отделений профилактики (с 1 до 3), центров здоровья (с 3 до 5) проведение диспансеризации и медицинских осмотров.
Для лиц с кризисным состоянием расширение количества кабинетов социально-психологической помощи (с 3 до 5) с "Телефоном доверия".
Увеличение объемов неотложной медицинской помощи до федерального норматива на основе интенсификации работы медицинского персонала.
Сохранение объемов стационарозамещающей помощи.
Создание межмуниципальных консультативно-диагностических центров первичной специализированной медицинской помощи (7).
Увеличение посещений населения с профилактической целью с 36% до 40%, развитие патронажной службы с увеличением активных посещений на 20 процентов.
Оптимизация объема первичной медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, на основе переноса объемов медицинской помощи в амбулаторно-поликлиническое звено и развития стационарозамещающих технологий.
2) Специализированная медицинская помощь:
Расширение сети первичных сосудистых отделений и травмоцентров 2 уровня на базе 3 государственных медицинских организаций, а также создание дополнительно 1 межрайонного онкологического кабинета с целью соблюдения порядков и стандартов медицинской помощи.
К 2020 году будет продолжена централизация кардиологической помощи. Для соблюдения порядков и стандартов медицинской помощи планируется расширение сети первичных сосудистых отделений на базе 1 государственной медицинской организации (ГБУЗ Республики Мордовия "Рузаевская центральная районная больница") общей мощностью 30 коек.
Развитие системы оказания медицинской реабилитации в рамках реализации подпрограммы "Развитие медицинской реабилитации и создание системы реабилитационной службы в Республике Мордовия".
Создание в медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь, службы маршрутизации, ответственной за организацию долечивания и реабилитации выписывающихся больных.
Развитие паллиативной медицинской помощи в рамках реализации подпрограммы "Оказание паллиативной помощи, в том числе, детям", предусматривающей улучшения качества жизни больных с активными прогрессирующими неизлечимыми заболеваниями.
С этой целью предполагается увеличение коечного фонда медицинских организаций для взрослого населения с 40 коек в 2013 году до 100 коек в 2020 году.
Планируется создание 2 отделений, 3 кабинетов для оказания паллиативной помощи населению. Получат развитие выездные формы работы для оказания помощи пациентам и их родственникам на дому. В 2020 году количество бригад составит 5.
Оптимизация оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях на основе интенсификации занятости койки и развития стационарозамещающих технологий.
Структурные преобразования службы детства и родовспоможения до 2020 года будут направлены на улучшение доступности и качества медицинской помощи матерям и детям.
Будет продолжен процесс совершенствования работы кураторами ГБУЗ Республики Мордовия "Мордовский республиканский клинический перинатальный центр" программы "Рисар" - мониторинг наблюдения за беременными женщинами.
С целью своевременного выявления беременных женщин, нуждающихся в родоразрешении в акушерском стационаре третьего уровня, а также беременных, рожениц, родильниц, нуждающихся в экстренной помощи и обеспечения выполнения этой потребности, планируется расширить функции акушерского дистанционного консультативного центра. Обеспечить выполнение закрепленными за кураторами медицинскими организациями единых протоколов и принципов подхода к оказанию медицинской помощи беременным, родильницам, роженицам и их детям.
Учреждения детства: Сокращение медицинских организаций 1 уровня планируется за счет сокращения маломощных учреждений (участковых больниц и центральных районных больниц) путем реорганизации и присоединения их к крупным многопрофильным учреждениям, а также за счет создания двух межрайонных центра.
Совершенствование работы учреждения третьего уровня планируется за счет развития специализированных видов медицинской помощи, в том числе высокоспециализированных (неонатальная хирургия и выхаживание глубоко недоношенных детей), в многопрофильном детском учреждении ГБУЗ Республики Мордовия "Детская республиканская клиническая больница".
Количество коек дневного пребывания увеличится с 30 до 60, количество реабилитационных коек - с 20 до 50 коек (для детей общесоматического профиля).
С целью увеличения доступности паллиативной помощи детям планируется:
совершенствование работы отделения паллиативной помощи на базе ГКУЗ Республики Мордовия "Большеберезниковский дом ребенка специализированный с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики";
развитие сети стационаров на дому при детских поликлиниках (консультациях) для детей-инвалидов;
развитие выездных форм работы бригады специалистов ГБУЗ Республики Мордовия "Республиканский психоневрологический диспансер" для оказания психологической помощи семьям, имеющим инкурабельных детей (2015 год).
Структурные преобразования системы оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи предусматривают создание единой диспетчерской службы скорой медицинской помощи.
Продолжается поэтапная передача функций по оказанию неотложной медицинской помощи от подразделений скорой медицинской помощи в подразделения неотложной медицинской помощи, созданные в структуре медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях.
Продолжится реализация комплекса мероприятий по созданию условий для ведения здорового образа жизни, пропаганде и развитию массовой физической культуры, формированию эффективной системы физкультурно-спортивного воспитания населения.
В республике функционируют более 2 тысяч различных спортивных сооружений. В период до 2018 года будет продолжаться строительство спортивных объектов: Универсальный спортивный зал на 8 тысяч мест, футбольный стадион "Юбилейный" на 45 тыс. мест, физкультурно-оздоровительный комплекс ШВСМ, Крытый футбольно-легкоатлетический манеж, Региональный центр - СДЮСШОР по зимним видам спорта, ледовые дворцы, плавательные бассейны и стадионы в г. Саранске и Республике Мордовия.
В целях развития массового спорта, привлечения населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом предполагается проведение спортивных мероприятий для различных категорий граждан (таких как легкоатлетический пробег "Кросс нации", лыжная гонка "Лыжня России", профсоюзная спартакиада трудящихся, легкоатлетический профсоюзный кросс, спартакиады учащихся образовательных учреждений, высших учебных заведений, детских домов и интернатов республики, общероссийские спортивные школьные проекты "Мини-футбол - в школу" и Чемпионат Школьной Баскетбольной Лиги "КЭС Баскет", Президентские спортивные игры и Президентские состязания).
В сфере дошкольного, общего и дополнительного образования основной задачей является повышение его качества и доступности.
Предусматривается:
реализация мероприятий по достижению полной обеспеченности дошкольными образовательными учреждениями. Постановлением Правительства Республики Мордовия 2 мая 2012 г. № 167 утверждена Республиканская целевая программа развития дошкольного образования в Республике Мордовия на 2012 - 2014 годы. Разработаны и утверждены "дорожные карты" поэтапной ликвидации очередности в дошкольные образовательные учреждения на период до 2014 года во всех 22 муниципальных районах республики и городском округе Саранск. В результате мероприятий по развитию системы дошкольного образования предполагается к 2014 году обеспечить 100% охват детей в возрасте от 3 до 7 лет дошкольным образованием;
организовать работу по развитию форм государственно-частного партнерства в системе дошкольного образования;
разработать и внедрить механизмы эффективного контракта с педагогическими работниками организаций дошкольного общего и дополнительного образования;
обеспечить повышение в 2013 году заработной платы педагогическим работникам организаций дошкольного образования до уровня средней заработной платы в сфере общего образования и дополнительного образования детей к 2018 году до уровня средней заработной платы в Республике Мордовия.
В области модернизации образования будут реализованы следующие приоритетные меры:
внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, позволяющих обучать школьников по современным образовательным программам и обеспечивающих полноценное развитие современной воспитательной компоненты в школе;
завершение перехода к профильному обучению старшеклассников, позволяющему создать условия для углубленного изучения отдельных предметов, ориентированных на выбор будущей профессии;
развитие системы выявления и поддержки одаренных детей;
реализация Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов в системе образования Республики Мордовия;
модернизация системы подготовки и повышения квалификации учителей, создание механизмов мотивации педагогов, направленных на повышение качества работы и непрерывное профессиональное развитие, в рамках перехода к системе "эффективного контракта";
обеспечение участия в российских и международных сопоставительных исследованиях образовательных достижений школьников с целью достижения международного лидерства в обучении;
разработка методических рекомендаций по корректировке основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования с учетом российских и международных исследований образовательных достижений обучающихся;
разработка республиканские целевые программы "Одаренные дети" на 2014 - 2018 годы и "Развитие дополнительного образования детей" на 2014 - 2018 годы;
реконструкция и строительство детских садов (в том числе, модульных и быстровозводимых зданий, а также современных экономичных типовых проектов зданий дошкольных образовательных организаций для повторного применения);
развитие альтернативных (негосударственных) форм дошкольного образования.
Важной задачей является обеспечение доступности, существенного повышения эффективности и качества предоставления населению Республики Мордовия услуг в сфере социального обслуживания.
Достижению данной цели будет способствовать модернизация системы социального обслуживания населения республики, основанная на совершенствовании региональной законодательной и нормативной правовой базы, предусматривающей:
дифференцированное оказание социальных услуг населению с учетом оценки индивидуальной нуждаемости;
возможность участия при оказании социальных услуг населению негосударственных организаций, индивидуальных поставщиков, благотворителей и добровольцев;
внедрение независимой оценки качества предоставления социальных услуг и осуществление эффективного контроля за их предоставлением;
реализация мероприятий по укреплению материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания населения Республики Мордовия;
сокращение очередности на получение услуг социального обслуживания населения Республики Мордовия.
совершенствование регионального правового регулирования сферы социального обслуживания населения Республики Мордовия;
оптимизация структуры и штатной численности государственных учреждений социального обслуживания, внедрение комплексного подхода к созданию многопрофильных современных организаций социального обслуживания населения Республики Мордовия в целях концентрации источников финансового обеспечения, ликвидации неэффективных подразделений, проведения эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности социальных работников в труде и престижа профессии социального работника.
Предусматривается внедрение современных механизмов реабилитации инвалидов, содействующих их возвращению к трудовой деятельности, реализация мероприятий по созданию для инвалидов доступной среды жизнедеятельности, обеспечению инвалидов современными техническими средствами реабилитации, что позволит повысить доступность занятости инвалидов, в том числе на создаваемых для них специализированных рабочих местах.
Продолжится реализация мероприятий, предусматривающих оказание системной поддержки семьям, имеющим 3 и более детей, включая предоставление ежемесячной денежной выплаты, реализацию мер по улучшению жилищных условий, а также мер, позволяющих обеспечить совмещение семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, а также направленных на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В результате реализации мер по профилактике семейного неблагополучия и отказов от детей при рождении, по предотвращению лишения родителей родительских прав и поддержке устройства детей-сирот в семьи количество детей, находящихся без попечения родителей в детских домах и домах ребенка, должно сократиться к 2018 году более чем вдвое.
Стратегической целью государственной молодежной политики является создание условий для активного включения молодых граждан в процесс социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Республики Мордовия.
Реализация государственной молодежной политики предполагает:
совершенствование нормативно-правового и методического обеспечения реализации государственной молодежной политики;
разработку и внедрение эффективных моделей работы с различными категориями молодежи;
формирование и совершенствование форм и методов общественно-государственного партнерства в реализации государственной молодежной политики;
развитие системы государственной поддержки талантливой и одаренной молодежи;
создание и развитие системы государственной поддержки молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, их интеграцию в жизнь общества;
развитие созидательной активности молодежи.
В результате реализации государственной молодежной политики в 2018 году будут получены следующие результаты, определяющие ее социально-экономическую эффективность:
увеличение доли молодежи, участвующей в мероприятиях гражданско-патриотической направленности, в общем количестве молодежи;
увеличение доли молодежи, участвующей в межрегиональных, всероссийских, международных конкурсах, форумах, чемпионатах, олимпиадах;
увеличение доли молодежи, участвующей в добровольческой деятельности;
увеличение доли молодежи, участвующей в деятельности детских и молодежных общественных объединений;
увеличение доли молодежи, вовлеченной в предпринимательскую и инновационную деятельность.
В сфере культуры будет обеспечена реализация следующих мер:
популяризация чтения среди детей и молодежи;
увеличение количества детей, посещающих учреждения дополнительного образования в сфере искусства;
создание на базе существующих учреждений культуры многофункциональных центров культурного развития в малых и средних городах с использованием современных телекоммуникационных технологий;
внедрение и использование механизмов государственно-частного партнерства для решения задач сохранения историко-культурного наследия, привлечения инвестиций в строительство объектов культуры и туристической инфраструктуры;
создание условий для повышения конкурентоспособности туристских услуг, содействие популяризации внутреннего и выездного туризма в Республике Мордовия.

3. Обеспечение доступным и комфортным жильем
и коммунальными услугами граждан Республики Мордовия

В сфере обеспечения населения доступным жильем и повышения качества жилищно-коммунальных услуг ставится задача решить жилищную проблему большинства населения республики, в значительной степени улучшить комфортность проживания в городах и сельской местности.
В целях ее реализации предусматривается:
развитие системы ипотечного жилищного кредитования, доступного для большинства населения;
реализация программ по содействию в решении жилищных вопросов молодых семей, семей, имеющих 3 и более детей, работников бюджетной сферы (учителей, врачей, молодых ученых). Постановлением Правительства Республики Мордовия от 17 сентября 2012 г. № 347 "О внесении изменений в республиканскую целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утверждена подпрограмма "Предоставление мер социальной поддержки молодым учителям на возмещение части затрат в связи с получением ипотечного кредита" на 2012 - 2015 годы, направленная на получение молодыми учителями ипотечного кредита на приобретение (строительство) жилого помещения, банковская процентная ставка по которому составляет 8,5% годовых, предусматривающая субсидирование первого взноса в объеме 20% от суммы ипотечного кредита;
решение задачи переселения граждан из жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (предусматривается завершить до 31 декабря 2015 года);
реализация Республиканской адресной программы "Проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов в Республике Мордовия" на 2013 - 2020 годы (постановление Правительства Республики Мордовия от 17 декабря 2012 г. № 466);
формирование рынка арендного жилья.
В целях стимулирования предложения жилья предусматриваются:
создание действенного механизма обеспечения земельных участков необходимой инженерной и коммунальной инфраструктурой, в том числе через развитие государственно-частного партнерства и проектного финансирования;
содействие реализации программ строительства жилья эконом-класса и развитие промышленности современных строительных материалов Республики Мордовия;
сокращение количества необходимых для получения разрешения на строительство административных процедур с 51 в 2012 году до 11 в 2018 году, а также времени их прохождения - с 423 дней в 2012 году до 56 дней в 2018 году.
Важнейшей задачей является повышение качества жилищных и коммунальных услуг. Для решения данной задачи предполагается:
усилить государственный жилищный надзор;
обеспечить развитие конкуренции в области управления системами коммунальной инфраструктуры.
Такой комплекс мер позволит определить основные критерии качества оказываемых жилищных и коммунальных услуг и ответственность за их достижение.
Продолжится работа по модернизации и реконструкции инженерно-коммунальной инфраструктуры с целью повышения качества коммунальных услуг в рамках республиканских целевых программ "Чистая вода" на 2010 - 2014 годы, "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства" на 2011 - 2015 годы.

4. Повышение эффективности государственного
управления и качества государственных услуг

Повышение эффективности государственного управления

В целях повышения эффективности деятельности органов государственной власти будет обеспечено:
внедрение института оценки регулирующего воздействия проектов нормативных актов на ранней стадии их разработки;
внедрение новых принципов кадровой политики на государственной службе и совершенствование системы оплаты труда государственных служащих, развитие конкурсной системы замещения вакантных должностей в органах государственного управления;
реализация современных принципов работы контрольных органов, включая введение практики публичной отчетности об итогах проверок и оптимизацию затрачиваемых на их проведение ресурсов;
развитие системы стратегического планирования, обеспечивающей в том числе координацию приоритетов социально-экономического развития и бюджетной политики в рамках формирования и реализации государственных программ.
Особое внимание будет уделяться развитию конкурентной среды и повышению качества жизни.
В целях реализации единого цикла формирования, размещения государственного заказа и исполнения государственных контрактов, который позволит обеспечить выполнение публичных обязательств государства, адекватное потребностям государства качество поставляемых товаров, работ и услуг, эффективное использование ресурсов, надежное управление технологическими и экономическими рисками и существенное снижение коррупции в государственном секторе, будет завершено создание контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.
Главной задачей в сфере управления и использования государственной собственности Республики Мордовия в плановом периоде до 2018 года останется совершенствование модели управления государственной собственностью, основанной на принципах соответствия состава государственного имущества функциям государства и обеспечивающей оптимизацию структуры государственной собственности, в том числе посредством реализации Плана (Программы) приватизации государственного имущества Республики Мордовия.
Продолжится процесс сокращения количества государственных унитарных предприятий Республики Мордовия.

Доля земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Мордовия, муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, право постоянного (бессрочного) пользования которыми переоформлено в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в общем количестве земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Мордовия, муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, право постоянного (бессрочного) пользования на которые подлежит переоформлению, уже в 2014 году достигнет 100%.
Для решения поставленной задачи будет реализован комплекс мер по:
реорганизации и ликвидации неэффективно работающих государственных предприятий;
разграничению объектов государственной собственности, передаче объектов государственной собственности в федеральную, муниципальную собственность и наоборот;
проведению анализа достижения установленных показателей деятельности акционерными обществами и государственными унитарными предприятиями;
созданию кластера "Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением";
оптимизации деятельности ГУП Республики Мордовия "Лисма" на основе разработки соответствующего Плана-графика;
совершенствованию структуры государственной собственности, подготовке предложений по составу имущества, необходимого для выполнения государственных задач;
контролю за распоряжением, использованием по назначению и сохранностью государственного имущества, находящегося в хозяйственном ведении, оперативном управлении государственных предприятий и учреждений.
Результатами реализации указанных мер должны стать увеличение доходов от использования государственного имущества Республики Мордовия, оптимизация структуры государственной собственности в Республике Мордовия, увеличение доходов республиканского бюджета Республики Мордовия.
Для завершения внедрения технологий электронного правительства с 2014 года в рамках Республиканской целевой программы "Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2015 года" предусматривается разработка подпрограммы "Формирование электронного правительства в Республике Мордовия".
Ее основные мероприятия будут нацелены на развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере государственного управления и охватывать создание и развитие информационно-аналитических и функциональных систем, интеграционных и межведомственных систем, формирование и развитие информационной инфраструктуры электронного правительства.
Предусмотрены мероприятия по использованию информационно-коммуникационных технологий для развития в Республике Мордовия электронной демократии и создания системы открытого правительства.
Также в целях повышения эффективности государственного управления на основе использования информационно-коммуникационных технологий будет обеспечено:
развитие объектов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в Республике Мордовия;
внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности в интересах социально-экономического и инновационного развития Республики Мордовия;
создание и развитие комплексной информационной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности "Интеллектуальный безопасный регион";
информационная безопасность республиканских информационных систем и инфраструктуры электронного правительства.
Противодействие коррупции, повышение качества государственного управления и реализация принципов открытости будут осуществлены в том числе за счет:
создания условий для активного гражданско-общественного контроля над эффективностью государственных расходов и инвестиций с государственным участием;
реализации механизма общественного мониторинга и контроля за деятельностью органов государственной власти;
совершенствования контрольно-надзорных функций.

Повышение качества государственных услуг

Одной из приоритетных и социально значимых задач на сегодня является повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров, путем перевода их в электронный вид, введения информационного межведомственного взаимодействия, а также внедрения универсальной электронной карты.
Будут созданы центры предоставления государственных услуг по принципу "одного окна" в городском округе и муниципальных районах. Доступ к получению государственных услуг по принципу "одного окна" получат не менее 90 процентов граждан. При этом время ожидания в очереди при обращении заявителя в орган власти уже в 2014 году не должно превышать 15 минут.
Завершится перевод предоставления государственных услуг в электронный вид. Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году достигнет не менее 70 процентов.
Будет внедрена система оценки гражданами качества предоставляемых государственных услуг и на этой основе создана система оценки работы государственных и муниципальных органов. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" к 2018 году уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг должен составить не менее 90 процентов.

5. Обеспечение сбалансированного
регионального развития

Будет продолжена реализация комплексных инвестиционных планов, обеспечивающих диверсификацию и развитие экономики моногородов.
Будет обеспечено формирование на инновационной основе новых центров экономического роста (перспективных кластеров).
Основные направления деятельности Правительства Республики Мордовия на период до 2018 года должны обеспечить комплексность решения задач социально-экономического развития, что и является условием обеспечения нового качества экономического роста. Реализации этих мер должно содействовать повышение уровня открытости работы Правительства Республики Мордовия, его активное взаимодействие с различными политическими, общественными, деловыми организациями.
Главным механизмом достижения поставленных в Основных направлениях деятельности Правительства Республики Мордовия на период до 2018 года целей и приоритетов государственной политики в сфере социально-экономического развития станут государственные программы.
Реализация Основных направлений деятельности Правительства Республики Мордовия на период до 2018 года позволит преодолеть ограничения социального и экономического развития и создать условия для устойчивого повышения уровня благосостояния населения республики.


------------------------------------------------------------------