Решение Совета депутатов Инсарского муниципального района Республики Мордовия от 26.09.2013 N 38 "Об утверждении программы Инсарского муниципального района "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"
СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ИНСАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
РЕШЕНИЕ
от 26 сентября 2013 г. № 38
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ИНСАРСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА 2014 - 2017 ГОДЫ
И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"
В соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 06 сентября 2013 г. № 373 "Об утверждении Государственной программы устойчивого развития сельских территорий Республики Мордовия на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", Уставом Инсарского муниципального района Совет депутатов Инсарского муниципального района пятого созыва, решил:
1. Утвердить прилагаемую программу Инсарского муниципального района "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
2. Настоящее решение вступает в законную силу со дня его официального опубликования.
Председатель Совета депутатов
Инсарского муниципального района
И.М.ТОРОПОВ
Утверждена
решением сессии Совета депутатов
Инсарского муниципального района
пятого созыва
от 26.09.2013 № 38
ПРОГРАММА
ИНСАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
"УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
НА 2014 - 2017 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"
Паспорт
Программы Инсарского муниципального
района "Устойчивое развитие сельских территорий
на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"
Наименование Программы
-
Программа Инсарского муниципального района "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года (далее - Программа)
Ответственный исполнитель Программы
-
Администрация Инсарского муниципального района Республики Мордовия
Цели Программы
-
создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;
активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов местного значения
Задачи Программы
-
удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье;
повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры;
грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности
Целевые индикаторы и показатели Программы
-
ввод (приобретение) 4,75 тыс. кв. метров жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе 2,33 тыс. кв. метров для молодых семей и молодых специалистов;
ввод в действие общеобразовательных учреждений на 100 ученических мест;
открытие 3 фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики;
ввод в действие 3,2 тыс. кв. метров плоскостных спортивных сооружений;
ввод в действие учреждений культурно-досугового типа на 320 мест;
ввод в действие 4,9 км распределительных газовых сетей;
ввод в действие 33,6 км локальных водопроводов;
реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в 2 населенных пунктах;
реализация 7 проектов местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку
Этапы и сроки реализации Программы
-
2014 - 2020 годы
I этап - 2014 - 2017 годы;
II этап - 2018 - 2020 годы.
Объемы и источники финансирования Программы
-
общий объем финансирования Программы составляет 1039,8 млн. рублей, в том числе:
средства местного бюджета Инсарского муниципального района - 10398 тыс. рублей;
Ожидаемые результаты реализации Программы
-
улучшение жилищных условий 58 сельских семей, в том числе 30 тыс. молодых семей и молодых специалистов;
сокращение количества обучающихся в общеобразовательных учреждениях, находящихся в ветхом и аварийном состоянии;
расширение сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики на 3 единицы;
увеличение количества привлеченных к занятиям физической культурой и спортом граждан, проживающих в сельской местности, прежде всего молодежи, за счет расширения сети плоскостных спортивных сооружений на 3,2 тыс. кв. метров;
улучшение доступа сельского населения к услугам учреждений культурно-досугового типа путем расширения сети таких учреждений на 320 мест;
повышение уровня инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности: газом - с 82,0% (2013 г.) до 86,0 процента, водой - с 63,0% (2013 г.) до 69 процентов;
комплексное обустройство площадок под компактную жилищную застройку в 2 населенных пунктах, расположенных в сельской местности;
повышение гражданской активности и участия граждан, проживающих в сельской местности в реализации общественно значимых проектов путем поддержки 7 проекта местных инициатив.
Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРОГНОЗ УСТОЙЧИВОГО
РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ
МОРДОВИЯ ДО 2020 ГОДА
Программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 и на период до 2020 года" разработана во исполнение постановления Правительства Республики Мордовия от 6 сентября 2013 года № 373 "О Государственной программе устойчивого развития сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
Главными приоритетами Программы являются повышение благосостояния, уровня жизни и занятости граждан, устойчивое развитие сельских территорий республики.
Программа определяет цели, задачи и направления устойчивого развития сельских территорий, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ
И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ
ТЕРРИТОРИЙ ИНСАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Развитие Инсарского муниципального района Республики Мордовия на современном этапе характеризуется увеличением внимания со стороны государства к развитию сельских территорий.
Решение задачи по повышению уровня и качества жизни населения, устойчивому развитию сельских территорий, предусмотренной Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Инсарского муниципального района Республики Мордовия до 2020 года, требует пересмотра места и роли сельских территорий в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований в районе, в том числе принятия мер по созданию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий путем:
повышение уровня комфортности условий жизнедеятельности;
повышения доступности улучшения жилищных условий для сельского населения;
повышения престижности сельскохозяйственного труда и формирования в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни;
улучшения демографической ситуации;
развития в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского общества.
В ходе экономических преобразований в аграрной сфере сформирован и планово наращивается производственный потенциал, дальнейшее эффективное развитие которого во многом зависит от стабильности комплексного развития сельских территорий, активизации человеческого фактора экономического роста. Наращивание социально-экономического потенциала сельских территорий, придание этому процессу устойчивости и необратимости является стратегической задачей государственной аграрной политики.
Дальнейшее повышение роли и конкурентоспособности районного аграрного сектора экономики во многом зависит от улучшения качественных характеристик трудовых ресурсов в сельской местности, повышения уровня и качества жизни на селе: более полного использования имеющихся трудовых ресурсов, привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров нового формата и в целом решения проблемы кадрового обеспечения сельскохозяйственной отрасли с учетом неблагоприятных прогнозов на ближайшие годы демографической ситуации и формирования трудоресурсного потенциала села.
Основными причинами сложившейся в течение нескольких десятилетий неблагоприятной ситуации в комплексном развитии села являются остаточный принцип финансирования развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, преобладание дотационности бюджетов на уровне сельских поселений, высокий уровень затратности комплексного развития сельских территорий в связи с мелкодисперсным характером сельского расселения.
В результате на селе сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, прогрессирует обезлюдение сельских территорий, преобладает низкий уровень развития инженерной и социальной инфраструктуры. Этому способствует также крайне низкий уровень комфортности проживания в сельской местности.
Материальное положение преобладающей части сельского населения не позволяет использовать систему ипотечного кредитования жилищного строительства. Уровень благоустройства сельского жилищного фонда в 2 - 3 раза ниже городского уровня.
Не могут быть признаны удовлетворительными и темпы обеспечения жильем граждан, молодых семей и молодых специалистов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Низкий уровень комфортности проживания в сельской местности влияет на миграционные настроения сельского населения, особенно молодежи. Соответственно сокращается источник расширенного воспроизводства трудоресурсного потенциала аграрной отрасли.
Для обеспечения социально-экономического развития сельских территорий и создания условий эффективного функционирования агропромышленного производства Правительством Республики Мордовия было принято решение усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности.
Учитывая объективные особенности развития сельских территорий и имеющийся значительный разрыв в уровне и качестве жизни на селе по сравнению с городскими территориями, достижение прогресса в изменении сложившейся ситуации возможно только на условиях использования программно-целевого метода, в том числе постановки задачи, определения путей ее решения с привлечением средств государственной поддержки на федеральном уровне.
Показателем результативности использования программно-целевого подхода являются позитивные изменения в комплексном развитии сельских территорий в ходе реализации приоритетных национальных проектов "Развитие агропромышленного комплекса", "Образование", "Здоровье", Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008 - 2012 года, целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", которые создали определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала сельских территорий, способствовали повышению занятости и доходов сельского населения, решению вопросов улучшения их жилищных условий и социальной среды обитания.
Реализация Программы осуществлялась поэтапно: I этап - 2003 - 2006 годы, II этап - 2007 - 2010 годы, III этап осуществляется в 2011 - 2013 годах. Выделяемые на ее реализацию средства федерального и республиканского бюджетов выполняют стимулирующую роль для муниципальных образований по привлечению на развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности средств местных бюджетов и внебюджетных источников.
За счет всех источников финансирования по итогам реализации Программы жилищные условия улучшат 58 сельских семей, в том числе 30 молодых семей и молодых специалистов.
В результате реализации программных мероприятий по сравнению с 2013 годом значительно улучшится инженерное обустройство жилищного фонда: уровень газификации увеличится с 82 процентов до 86 процентов, уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой с 63 процента до 69 процента.
Расширится сеть учреждений социальной сферы на селе: будет построено 1 общеобразовательная школа на 100 ученических мест, открыты фельдшерско-акушерские пункты в количестве 3 единиц.
Эффективность комплексного подхода к формированию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий в контексте взаимосвязи с точками экономического роста аграрного сектора наглядно проиллюстрирована результатами реализации мероприятий по поддержке комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов.
К концу 2020 года ожидается завершение 3 проектов комплексной застройки, в рамках которых создана необходимая социальная и инженерная инфраструктура на площадках под строительство индивидуальных жилых домов для специалистов, трудоустраиваемых в рамках реализации новых инвестиционных проектов, преимущественно животноводческого направления.
Раздел 2. ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ
И ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ,
А ТАКЖЕ ОСНОВНЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
И СРОКИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Глава 2. ПРОГНОЗ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ИНСАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ДО 2020 ГОДА
Устойчивое развитие сельских территорий является одним из наиболее приоритетных направлений социально-экономической политики в рассматриваемой перспективе.
Динамика устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 года будет формироваться под воздействием принятых в последние годы мер. В то же время сохраняется сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, что усиливает вероятность реализации рисков для устойчивого и динамичного развития сельских территорий.
В прогнозном периоде наметятся следующие значимые тенденции:
увеличение бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности;
использование механизмов государственно-частного партнерства и привлечение дополнительных средств внебюджетных источников для финансирования мероприятий Программы, включая средства населения и организаций.
Программа носит социально ориентированный характер. Приоритетными направлениями ее реализации являются комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, и содействие улучшению жилищных условий сельского населения. В совокупности указанные мероприятия направлены на облегчение условий труда и быта в сельской местности и наряду с другими мерами содействия улучшения демографической ситуации способствуют увеличению продолжительности жизни и рождаемости в сельской местности.
Прогноз реализации Программы основывается на достижении уровней ее основных показателей (индикаторов).
В части основных показателей Программы прогнозируются:
улучшение жилищных условий 58 сельских семей, в том числе 30 молодых семей и молодых специалистов;
сокращение количества обучающихся в общеобразовательных учреждениях, находящихся в ветхом и аварийном состоянии;
расширение сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики на 3 единицы;
увеличение количества привлеченных к занятиям физической культурой и спортом граждан, проживающих в сельской местности, прежде всего молодежи, за счет расширения сети плоскостных спортивных сооружений на 3,2 тыс. кв. метров;
улучшение доступа сельского населения к услугам учреждений культурно-досугового типа путем расширения сети таких учреждений на 320 мест;
повышение уровня инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности: газом - с 82% (2013 г.) до 86 процента, водой - с 63% (2013 г.) до 69 процентов.
Глава 3. ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Несмотря на положительный эффект от реализации Программы, реализация программных мероприятий оказалась недостаточной для полного и эффективного использования в общенациональных интересах экономического потенциала сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения.
Без дальнейшего использования программно-целевого метода сложившаяся на сельских территориях проблемная ситуация усугубится, что ставит по угрозу выполнение стратегических задач социально-экономического развития Инсарского муниципального района Республики Мордовия.
Целесообразность использования программно-целевого метода для решения задачи по устойчивому развитию сельских территорий подкреплена:
взаимосвязью целевых установок устойчивого развития сельских территорий с приоритетами социально-экономического развития Инсарского муниципального района Республики Мордовия в части повышения уровня и качества жизни на селе, создания социальных основ для экономического роста аграрного и других секторов экономики;
долгосрочным характером социальных проблем сельских территорий, требующим системного подхода к их решению;
высоким уровнем затратности решения накопившихся проблем села, требующим привлечения средств государственной поддержки.
В связи с этим, устойчивое развитие сельских территорий отнесено к числу приоритетных направлений государственной политики, инструментом реализации которых является настоящая Программа.
Глава 4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Программа разработана для достижения следующих целей:
создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;
активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов местного значения.
Достижение целей Программы будет осуществляться с учетом следующих подходов:
комплексное планирование развития сельских территорий и размещение объектов социальной и инженерной инфраструктуры в соответствии с документами территориального планирования;
преимущественное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых развивается агропромышленное производство, реализуются или имеются планы по реализации инвестиционных проектов в агропромышленной сфере;
использование механизмов государственно-частного партнерства и привлечение средств внебюджетных источников для финансирования мероприятий Программы, включая средства населения и организаций.
В настоящей Программе под инвестиционным проектом в сфере агропромышленного комплекса понимается осуществление сельскохозяйственным товаропроизводителем капитальных вложений, связанных со строительством (реконструкцией, модернизацией) объектов сельскохозяйственного назначения, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, приобретением сельскохозяйственных животных, техники и оборудования, в процессе которых создаются высокотехнологичные рабочие места.
Глава 5. ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Показатели (индикаторы) реализации Программы оцениваются в целом для Программы.
Эти показатели (индикаторы) предназначены для оценки наиболее существенных результатов реализации Программы.
К общим показателям (индикаторам) Программы относятся:
ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов;
ввод в действие общеобразовательных учреждений;
открытие фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики;
ввод в действие плоскостных спортивных сооружений;
ввод в действие учреждений культурно-досугового типа;
ввод в действие распределительных газовых сетей;
ввод в действие локальных водопроводов;
реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку населенных пунктах, расположенных в сельской местности;
реализация проектов местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку.
Глава 6. ОСНОВНЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ И СРОКИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Реализация Программы будет осуществляться поэтапно.
Первый этап (2014 - 2017 годы) предусматривает преодоление существенных межпоселенческих различий в уровне и качестве жизни сельского населения на основе дифференцированной государственной поддержки из регионального бюджета муниципальных программ устойчивого развития сельских территорий, сформированных органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений на основе оценки потенциала и перспектив развития сельских территорий.
К завершению первого этапа Программы предполагается, что в результате реализации мер государственной политики по адаптации агропромышленного комплекса в условиях членства России во Всемирной торговой организации будет достигнут более высокий уровень развития отрасли, определяющий более высокие требования к качеству социальной среды жизнедеятельности в сельской местности.
В этой связи второй этап реализации Программы (2018 - 2020 годы) предполагает наращивание темпов комплексного развития сельских поселений согласно прогнозируемому росту потребности в создании комфортных условий проживания в сельской местности.
В рамках Программы планируется:
ввод (приобретение) 4,75 тыс. кв. метров жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе 2,33 тыс. кв. метров для молодых семей и молодых специалистов;
ввод в действие общеобразовательных учреждений на 100 ученических мест;
открытие 3 фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики;
ввод в действие 3,2 тыс. кв. метров плоскостных спортивных сооружений;
ввод в действие учреждений культурно-досугового типа на 320 мест;
ввод в действие 4,9 км распределительных газовых сетей;
ввод в действие 33,6 км локальных водопроводов;
реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в 2 населенных пунктах, расположенных в сельской местности;
реализация 7 проекта местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку.
Раздел 3. ОБОБЩЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
Глава 7. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Перечень мероприятий Программы сформирован в соответствии с основными направлениями Концепции устойчивого развития сельских территорий Республики Мордовия на период до 2020 года и Концепции программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" Инсарского муниципального района, с учетом анализа современного состояния и прогнозов развития сельских территорий, итогов реализации Программы социального развития села, а также с учетом комплексного подхода к решению социально-экономических проблем развития сельских территорий на основе принципов проектного финансирования и комплексного планирования развития сельских территорий на основе документов территориального планирования.
В состав Программы включены следующие мероприятия:
1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
2. Комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры:
1) развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности;
2) развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности;
3) развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности;
4) развитие сети учреждений культурно-досугового типа в сельской местности;
5) развитие газификации в сельской местности;
6) развитие водоснабжения в сельской местности;
7) реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности.
3. Грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.
Глава 8. МЕРОПРИЯТИЕ "УЛУЧШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ
УСЛОВИЙ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ,
В ТОМ ЧИСЛЕ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ И МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ"
Целями мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечение и закрепление в сельской местности молодых специалистов.
Повышение доступности улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусматривается осуществлять путем:
предоставления социальных выплат за счет средств федерального, республиканского и местных бюджетов на строительство и приобретение жилья в сельской местности;
софинансирования строительства (приобретения) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма с правом последующего выкупа.
Целевые индикаторы реализации мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, представлены по годам реализации Программы в приложении 1 к Программе.
Распределение объемов финансирования мероприятия по источникам финансирования и годам реализации Программы представлено в приложении 4 к Программе.
Предоставление бюджетных средств на реализацию мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляется в порядке и на условиях, утвержденных Правительством Республики Мордовия.
Глава 9. МЕРОПРИЯТИЕ "КОМПЛЕКСНОЕ
ОБУСТРОЙСТВО НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ
В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ, ОБЪЕКТАМИ СОЦИАЛЬНОЙ
И ИНЖЕНЕРНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ"
Реализация мероприятий по комплексному обустройству населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры осуществляется по двум направлениям:
1) обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры с учетом комплексного (проектного) подхода;
2) реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности.
Обустройство населенных пунктов,
расположенных в сельской местности, объектами
социальной и инженерной инфраструктуры с учетом
комплексного (проектного) подхода
В рамках данного направления предусматривается оказание поддержки на развитие сети следующих объектов социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности:
общеобразовательные учреждения;
фельдшерско-акушерские пункты и (или) офисы врачей общей практики;
плоскостные спортивные сооружения;
учреждения культурно-досугового типа;
распределительные газовые сети;
локальные водопроводы.
Целевые индикаторы реализации мероприятий представлены по годам реализации Программы в приложении 1 к Программе.
Распределение объемов финансирования мероприятий по источникам финансирования и годам реализации Программы представлено в приложении 4 к Программе.
Предоставление бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий осуществляется в порядке и на условиях, утвержденных Правительством Республики Мордовия.
Реализация проектов комплексного
обустройства площадок под компактную жилищную
застройку в сельской местности
Реализация указанного мероприятия предусматривает оказание государственной поддержки проектов, отобранных на конкурсной основе и предусматривающих комплексное освоение земельных участков в целях осуществления компактного жилищного строительства и создания благоприятных условий для жизнедеятельности граждан на территории компактной застройки.
Проекты комплексной застройки должны реализовываться в местах ускоренного развития агропромышленного комплекса, в том числе на территории реализуемых в рамках Программы инвестиционных проектов, с привлечением молодых специалистов, обладающих знаниями в области современных технологий агропромышленного производства.
Целевые индикаторы мероприятия по годам реализации Программы представлены в приложении 1 к Программе.
Распределение объемов финансирования мероприятия по источникам финансирования и годам реализации Программы представлено в приложении 4 к Программе.
Предоставление средств на реализацию данного мероприятия осуществляется в порядке и на условиях, утвержденных Правительством Республики Мордовия.
Глава 10. МЕРОПРИЯТИЕ "ГРАНТОВАЯ
ПОДДЕРЖКЕ МЕСТНЫХ ИНИЦИАТИВ ГРАЖДАН,
ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ"
Решение задачи по созданию условий для устойчивого развития сельских территорий предполагает активизацию человеческого потенциала, проживающего на этих территориях, формирование установки на социальную активность и мобильность сельского населения.
В этой связи целями реализации мероприятия по грантовой поддержке местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, являются:
активизация участия сельского населения в решении вопросов местного значения;
мобилизация собственных материальных, трудовых и финансовых ресурсов граждан, их объединений, общественных организаций, предпринимательского сообщества, муниципальных образований на цели местного развития;
формирование и развитие в сельской местности институтов гражданского общества, способствующих созданию условий для устойчивого развития сельских территорий.
Распределение объемов финансирования мероприятия по источникам финансирования и годам реализации Программы представлено в приложении 4 к Программе.
Гранты предоставляются на реализацию проектов, отобранных на конкурсной основе. Порядок проведения конкурсного отбора проектов для получения грантов в порядке и на условиях, установленных Правительством Республики Мордовия.
Предоставление субсидий на реализацию мероприятия осуществляется в порядке и на условиях, утвержденных Правительством Республики Мордовия.
Раздел 4. ОБОСНОВАНИЕ ОБЪЕМА ФИНАНСОВЫХ
РЕСУРСОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется за счет средств федерального, республиканского, местного бюджетов и внебюджетных источников.
Прогнозный объем финансирования Программы в 2014 - 2020 годах в соответствии с базовым вариантом составит 1039,8 млн. рублей, из которых средства местного бюджета Инсарского муниципального района - 10398 тыс. рублей.
Объемы финансирования Программы по источникам финансирования и направлениям расходования средств приведены в приложении 4 к Программе.
Раздел 6. АНАЛИЗ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ И ОПИСАНИЕ МЕР УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ
К рискам, которые могут оказать влияние на достижение запланированных целей, относятся:
макроэкономические, в том числе рост цен на материально-технические средства, используемые в строительстве;
недостаточный уровень финансирования мероприятий Программы из бюджетных источников.
К мерам управления рисками, которые могут оказать влияние на достижение запланированных целей, относятся:
реализация мероприятий по комплексному обустройству населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктур осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
использование механизмов государственно-частного партнерства и привлечение дополнительных средств внебюджетных источников для финансирования мероприятий Программы, включая средства населения и организаций.
Раздел 7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Механизм реализации Программы базируется на принципах социального партнерства сельского населения, исполнительных органов власти Инсарского муниципального района Республики Мордовия, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников Программы.
Порядок предоставления субсидий за счет средств республиканского бюджета определен Правительством Республики Мордовия.
Текущее управление реализацией Программы осуществляет Администрация Инсарского муниципального района Республики Мордовия, являющееся ответственным исполнителем.
Ответственный исполнитель, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств бюджета, выполнению соглашений с муниципальными образованиями республики о финансировании программных мероприятий за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников, составляет и в установленном порядке представляет бюджетную заявку на субсидии из федерального и республиканского бюджетов для финансирования Программы на очередной финансовый год, подготавливает аналитические доклады о ходе ее реализации.
В ходе выполнения Программы ответственный исполнитель осуществляет взаимодействие с исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия в рамках отдельных мероприятий Программы.
Ежегодно ответственный исполнитель Программы с участием заинтересованных районных исполнительных органов власти Инсарского муниципального района Республики Мордовия, органов местного самоуправления района подготавливает и до 1 марта каждого года представляет в Министерство экономики Республики Мордовия доклад о ходе реализации Программы за прошедший год.
Раздел 8. МЕТОДИКА ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Формирование предпосылок для устойчивого развития сельских территорий является базовым условием для стабильного наращивания объемов сельскохозяйственного производства Инсарского муниципального района Республики Мордовия.
Использование комплексного подхода к повышению уровня комфортности проживания в сельской местности будет способствовать созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в агропромышленном комплексе, созданию новых рабочих мест, расширению налогооблагаемой базы местных бюджетов и обеспечению роста сельской экономики в целом. Эффективность реализации Программы оценивается на основе показателей, значения которых по годам реализации Программы приведены в приложении 1 к Программе.
Приложение 1
к Программе Инсарского
муниципального района Республики
Мордовия "Устойчивое развитие сельских
территорий на 2014 - 2017 годы
и на период до 2020 года"
СВЕДЕНИЯ
О ПОКАЗАТЕЛЯХ (ИНДИКАТОРАХ) РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ ИНСАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ "УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ
ТЕРРИТОРИЙ НА 2014 - 2017 ГОДЫ И НА ПЕРИОД
ДО 2020 ГОДА" И ИХ ЗНАЧЕНИЯХ
№ п/п
Показатель (индикатор) Государственной программы
Единицы измерения
Значение показателей
2012 год - отчетный
2013 год
2014 год - первый
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1.
Ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, - всего
тыс. кв. метров
0,5
0,6
0,6
0,6
0,6
0,7
0,7
0,75
0,8
в том числе для молодых семей и молодых специалистов
тыс. кв. метров
0,3
0,24
0,3
0,3
0,3
0,34
0,35
0,36
0,38
2.
Ввод в действие общеобразовательных учреждений
уч. мест
-
-
-
-
-
-
-
100
-
3.
Открытие фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики
единиц
-
-
-
1
-
1
-
-
1
4.
Ввод в действие плоскостных спортивных сооружений
тыс. кв. метров
0
0
0,8
0
0,8
0
0,8
-
0,8
5.
Ввод в действие учреждений культурно-досугового типа
мест
0
0
0
0
80
0
80
0
80
6.
Ввод в действие распределительных газовых сетей
километров
0
0
0
0,5
0,6
0,8
0,9
1,0
1,1
7.
Уровень газификации домов (квартир) сетевым газом
процентов
80
82
82
82,5
83
83
84
85
86
8.
Ввод в действие локальных водопроводов
километров
3,2
4,0
4,5
4,6
4,7
4,8
5,0
5,0
5,0
9.
Уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой
процентов
60
62
63
65
66
67
68
68
69
10.
Количество сельских поселений, в которых реализованы проекты комплексной компактной застройки
проектов
-
1
-
1
-
1
-
-
-
11.
Количество местных инициатив сельских сообществ, получивших грантовую поддержку
проектов
-
-
1
1
1
1
1
1
1
Приложение 2
к Программе Инсарского
муниципального района Республики
Мордовия "Устойчивое развитие сельских
территорий на 2014 - 2017 годы
и на период до 2020 года"
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ ИНСАРСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ "УСТОЙЧИВОЕ
РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА 2014 - 2017 ГОДЫ
И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"
№ п/п
Наименование мероприятия
Ответственный исполнитель
Срок
Ожидаемый непосредственный результат
Последствия нереализации мероприятия
Связь с показателями Государственной программы
начала реализации
окончания реализации
1
2
3
4
5
6
7
8
1.
Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов
Администрация Инсарского муниципального района
2014 г.
2020 г.
Улучшение жилищных условий 58 сельских семей, в том числе 30 тыс. молодых семей и молодых специалистов
Снижение доступности улучшения жилищных условий негативно повлияет на привлечение молодых и высококвалифицированных специалистов на село
Выполнение индикаторов подпрограммы
2.
Комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры
Администрация Инсарского муниципального района
2014 г.
2020 г.
Сокращение количества обучающихся в общеобразовательных учреждениях, находящихся в ветхом и аварийном состоянии.
Расширение сети фельдшерско-акушерских пунктов.
Увеличение количества привлеченных к занятиям физической культурой и спортом граждан, проживающих в сельской местности, прежде всего молодежи, за счет расширения сети плоскостных спортивных сооружений.
Улучшение доступа сельского населения к услугам учреждений культурно-досугового типа путем расширения сети таких учреждений.
Повышение уровня инженерного обустройства населенных пунктов: газом - с 82,0% (2013 г.) до 86,0 процента, водой - с 63,0% (2013 г.) до 69,0 процентов
Низкий уровень комфортности проживания в сельской местности повлияет на миграционные настроения сельского населения, особенно молодежи. Соответственно сокращается источник расширенного воспроизводства трудоресурсного потенциала аграрной и других отраслей. Миграция трудоспособного населения из сельской местности в города или за пределы республики
Выполнение индикаторов подпрограммы
3.
Грантовая поддержке местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности
Администрация Инсарского муниципального района
2014 г.
2020 г.
Повышение гражданской активности и участия граждан, проживающих в сельской местности в реализации общественно значимых проектов
Снижение социальной активности сельского населения
Выполнение индикаторов подпрограммы
Приложение 3
к Программе Инсарского
муниципального района Республики
Мордовия "Устойчивое развитие сельских
территорий на 2014 - 2017 годы
и на период до 2020 года"
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ИНСАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ "УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА 2014 - 2017 ГОДЫ
И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"
(тыс. рублей)
Наименование Программы Инсарского муниципального района Республики Мордовия, мероприятия
Ответственный исполнитель, соисполнители, государственный заказчик-координатор
Код бюджетной классификации
2013 год - отчетный
2014 год - первый
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
ГРБС
Рез Пр
ЦСР
ВР
1
2
3
4
5
6
8
9
10
11
12
13
14
15
Программа Инсарского муниципального района Республики Мордовия "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" всего:
Администрация Инсарского муниципального района Республики Мордовия
104800
114400
115000
146400
147000
148000
169000
200000
Мероприятие "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов" - всего
Администрация Инсарского муниципального района Республики Мордовия
7200
7300
7500
7600
7800
8000
8200
8500
обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов
Администрация Инсарского муниципального района Республики Мордовия
3800
3900
4000
4100
4200
4400
4500
4600
Мероприятие "Комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры" - всего
Администрация Инсарского муниципального района Республики Мордовия
93000
0
95000
0
98000
0
0
0
развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности
Администрация Инсарского муниципального района Республики Мордовия
0
0
0
0
0
0
86000
0
развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности
Администрация Инсарского муниципального района Республики Мордовия
0
0
2300
0
2800
0
0
3200
развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности
Администрация Инсарского муниципального района Республики Мордовия
0
0
3200
0
3600
0
3800
4200
развитие сети учреждений культурно-досугового типа в сельской местности
Администрация Инсарского муниципального района Республики Мордовия
0
0
0
12000
13000
14000
16000
18000
развитие газификации в сельской местности
Администрация Инсарского муниципального района Республики Мордовия
0
0
0
1200
1300
1400
1500
1600
развитие водоснабжения в сельской местности
Администрация Инсарского муниципального района Республики Мордовия
3500
4800
5000
5200
5500
5600
5800
6000
реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности
Администрация Инсарского муниципального района Республики Мордовия
0
0
0
8600
9000
10000
11000
12000
Мероприятие "Грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности"
Администрация Инсарского муниципального района Республики Мордовия
0
2000
2000
2400
2400
2500
2800
3000
Приложение 4
к Программе Инсарского
муниципального района Республики
Мордовия "Устойчивое развитие сельских
территорий на 2014 - 2017 годы
и на период до 2020 года"
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
И ПРОГНОЗНАЯ (СПРАВОЧНАЯ) ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ
ЦЕЛЕЙ ПРОГРАММЫ ИНСАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ "УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА 2014 - 2017 ГОДЫ
И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"
Статус
Наименование Программы Инсарского муниципального района Республики Мордовия, основного мероприятия
Ответственный исполнитель, соисполнители, государственный заказчик-координатор
Оценка расходов (тыс. руб.), годы
2013 (отчетный)
2014 (первый)
2015
2016
2017
2018
2019
2020
1
2
3
5
6
7
8
9
10
11
12
Программа
Программа Инсарского муниципального района Республики Мордовия "Устойчивое развитие сельских территорий Республики Мордовия на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"
всего
104800
114400
115000
146400
147000
148000
169000
200000
местный бюджет Инсарского муниципального района
1048
1144
1150
1464
1470
1480
1690
2000
юридические лица
-
-
-
-
-
-
-
-
Мероприятие
Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов - всего
всего
7200
7300
7500
7600
7800
8000
8200
8500
местный бюджет Инсарского муниципального района
72
73
75
76
78
80
82
85
юридические лица
-
-
-
-
-
-
-
-
обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов
всего
3800
3900
4000
4100
4200
4400
4500
4600
местный бюджет Инсарского муниципального района
38
39
40
41
42
44
45
46
юридические лица
-
-
-
-
-
-
-
-
Мероприятие
Комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры - всего
всего
93000
0
95000
0
98000
0
0
0
местный бюджет Инсарского муниципального района
93
0
95
0
98
0
0
0
юридические лица
развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности
всего
0
0
0
0
0
0
86000
0
местный бюджет Инсарского муниципального района
0
0
0
0
0
0
860
0
юридические лица
развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности
всего
0
0
2300
0
2800
0
0
3200
местный бюджет Инсарского муниципального района
0
0
690
0
840
0
0
960
юридические лица
-
-
-
-
-
-
-
-
развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности
всего
0
0
3200
0
3600
0
3800
4200
местный бюджет Инсарского муниципального района
0
0
32
0
36
0
38
42
юридические лица
-
-
-
-
-
-
-
-
развитие сети учреждений культурно-досугового типа в сельской местности
всего
0
0
0
12000
13000
14000
16000
18000
местный бюджет Инсарского муниципального района
0
0
0
120
130
140
160
180
юридические лица
-
-
-
-
-
-
-
-
развитие газификации в сельской местности
всего
0
0
0
1200
1300
1400
1500
1600
местный бюджет Инсарского муниципального района
0
0
0
360
390
420
450
180
юридические лица
-
-
-
-
-
-
-
-
развитие водоснабжения в сельской местности
всего
3500
4800
5000
5200
5500
5600
5800
6000
местный бюджет Инсарского муниципального района
1050
1440
1500
1560
1650
1680
1740
1800
юридические лица
-
-
-
-
-
-
-
-
реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности
всего
0
0
0
8600
9000
10000
11000
12000
местный бюджет Инсарского муниципального района
0
0
0
86
90
100
110
120
юридические лица
-
-
-
-
-
-
-
-
Мероприятие
Грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности
всего
0
2000
2000
2400
2400
2500
2800
30000
местный бюджет Инсарского муниципального района
0
600
600
720
720
750
840
900
юридические лица
-
-
-
-
-
-
-
-
------------------------------------------------------------------