По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Администрации г.о. Саранск от 24.07.2013 N 1869 "О создании спасательных служб гражданской обороны на территории городского округа Саранск"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2013 г. № 1869

О СОЗДАНИИ СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК
Список изменяющих документов
(в ред. постановления Администрации г.о. Саранск
от 20.11.2013 № 3059)

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне", Федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в целях организации и осуществления мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа Саранск от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Администрация городского округа Саранск постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:
1.1. Перечень и состав спасательных служб гражданской обороны городского округа Саранск (приложение № 1);
1.2. Порядок создания и общие задачи спасательных служб гражданской обороны городского округа Саранск (приложение № 2);
1.3. Примерную программу обучения состава спасательных служб (приложения № 3).

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Главы Администрации городского округа Саранск - Директора Департамента городского хозяйства.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Администрации
городского округа Саранск
П.Н.ТУЛТАЕВ




Приложение № 1
Утверждено
Постановлением Администрации
городского округа Саранск
от 24.07.2013 № 1869

ПЕРЕЧЕНЬ

СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК
Список изменяющих документов
(в ред. постановления Администрации г.о. Саранск
от 20.11.2013 № 3059)


№ Наименование Руководитель Наименование предприятий,
п/п спасательной спасательной службы учреждений и организаций,
службы входящих в состав
спасательной службы

1 Автодорожная Директор муниципального Муниципальное предприятие
спасательная предприятия городского городского округа Саранск
служба округа Саранск "Горремдорстрой"
"Горремдорстрой"

2 Коммунально- Заместитель директора Управление по вопросам
техническая Департамента городского городского хозяйства
спасательная хозяйства Администрации Департамента городского
служба городского округа хозяйства Администрации
Саранск - начальник городского округа Саранск
Управления по вопросам Муниципальные предприятия
городского хозяйства жилищно-коммунального
хозяйства городского округа
Саранск

3 Автотранспортная Директор казенного Казенное учреждение
спасательная учреждения г.о. Саранск г.о. Саранск
служба "Транспортное "Транспортное управление"
управление" Муниципальное предприятие
городского округа Саранск
"Горэлектротранс"

4 Инженерная Директор Департамента Департамент строительства
спасательная строительства Администрации городского
служба Администрации округа Саранск
городского округа
Саранск

5 Спасательная Директор казенного Казенное учреждение
служба учреждения г.о. Саранск г.о. Саранск "Дирекция
материально- "Дирекция коммунального коммунального хозяйства и
технического хозяйства и благоустройства"
снабжения благоустройства"

6 Спасательная Первый заместитель Департамент по экономической
служба торговли, директора Департамента политике и взаимодействию с
питания и по экономической административными органами
вещевого политике и Администрации городского
обеспечения взаимодействию с округа Саранск
административными
органами Администрации
городского округа
Саранск

7 Спасательная Заместитель Главы Управление по социальному
служба защиты Администрации развитию села и расширению
животных и Октябрьского района рынка сельскохозяйственной
растений городского округа продукции Администрации
Саранск - начальник Октябрьского района
Управления по городского округа Саранск
социальному развитию
села и расширению рынка
сельскохозяйственной
продукции

8 Спасательная Начальник Управления Управление культуры
служба защиты культуры Департамента Департамента по социальной
культурных по социальной политике политике Администрации
ценностей Администрации городского округа Саранск
городского округа Муниципальные учреждения
Саранск культуры городского округа
Саранск

9 Спасательная Директор муниципального Муниципальное предприятие
служба предприятия городского городского округа Саранск
ритуальных услуг округа Саранск "Радуга - Ритуальные услуги"
"Радуга - Ритуальные
услуги"

10 Спасательная Начальник Управления Управление информатизации
служба информатизации Администрации городского
оповещения и Администрации округа Саранск Филиал ОАО
связи городского округа "Ростелеком" в РМ (по
Саранск согласованию)

11 Спасательная Начальник УМВД по УМВД по городскому округу
служба охраны городскому округу Саранск (по согласованию)
общественного Саранск
порядка





Приложение № 2
Утверждено
Постановлением Администрации
городского округа Саранск
от 24.07.2013 № 1869

ПОРЯДОК

СОЗДАНИЯ И ОБЩИЕ ЗАДАЧИ СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК

1. Порядок создания спасательных служб городского округа Саранск (далее спасательные службы).
1.1 Для выполнения задач гражданской обороны (далее - ГО), определенных Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне", подготовки в этих целях сил и средств, управления проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время, создаются спасательные службы.
1.2 Спасательные службы городского округа Саранск создаются органами местного самоуправления города. Их перечень и состав определяются с учетом экономического и оборонного значения, специфики территории города и возможных опасностей, а также настоящего положения.
1.3 Общее руководство спасательными службами городского округа Саранск осуществляет руководитель гражданской обороны города - Глава городского округа Саранск.
Непосредственное руководство спасательными службами осуществляют начальники этих служб.
1.4 Комплектование спасательных служб городского округа Саранск личным составом, оснащение техникой и материально-техническими средствами осуществляется за счет организаций, на базе которых созданы данные службы.
Ответственность за обеспечение готовности служб несут соответствующие начальники спасательных служб.
1.5 Начальниками спасательных служб назначаются руководители соответствующих ведомств и организаций, на чьей базе создана спасательная служба, их заместителями, как правило, назначаются штатные заместители руководителей и руководители наиболее крупных организаций, входящих в состав спасательной службы, начальниками штабов спасательных служб - освобожденные работники, специально уполномоченные на решение задач ГО, с правами заместителя руководителя или начальника отдела. В состав пункта управления начальника спасательной службы входят работники как головной организации, так и организаций, входящих в состав спасательных служб.
1.6 Спасательные службы городского округа Саранск решают свои задачи на всех этапах деятельности:
в мирное время;
с возникновением угрозы нападения противника;
при ведении военных действий.
Задачи, организация и деятельность определяются положениями о спасательных службах.
1.7 В пределах своих полномочий руководители гражданской обороны, начальники спасательных служб издают приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными им руководителями гражданской обороны и начальниками спасательных служб, расположенных на территории города. Указания вышестоящих начальников спасательных служб по вопросам гражданской обороны являются обязательными для нижестоящих спасательных служб данной специализации, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
1.8 Организация и порядок выполнения мероприятий гражданской обороны на всех уровнях определяются планами, разрабатываемыми соответствующими начальниками спасательных служб.
Планы обеспечения мероприятий ГО спасательных служб согласовываются с органом, уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС и утверждаются соответствующими руководителями гражданской обороны. Планы основных мероприятий по ГО, предупреждению и ликвидации ЧС на год разрабатываются в спасательных службах, согласовываются с органами, специально уполномоченными решать задачи ГО, и утверждаются соответствующими начальниками спасательных служб.
2. Общие обязанности начальников спасательных служб городского округа Саранск.
Начальники спасательных служб обеспечивают:
2.1 Планирование и организацию мероприятий гражданской обороны в соответствии с предназначением спасательных служб.
2.2 Создание и подготовку органов управления и нештатных аварийно-спасательных формирований спасательных служб.
2.3 Организацию управления силами и средствами при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
2.4 Руководство рассредоточением сил и средств, а также предприятий, учреждений, организаций, на базе которых созданы спасательные службы.
2.5 Разработку предложений руководителя гражданской обороны для принятия решения на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.
2.6 Организацию взаимодействия с другими спасательными службами.
3. Общие задачи спасательных служб городского округа Саранск:
3.1 Планирование и осуществление обеспечения мероприятий ГО при переводе ГО на военное положение, проведении рассредоточения и эвакуации, действия сил ГО в очагах поражения.
3.2 Создание и подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований.
3.3 Организация управления подчиненными органами и силами ГО, их обеспечение материально-техническими средствами.
3.4 Организация и поддержание взаимодействия с другими спасательными службами и органами военного командования.
3.5 Руководство рассредоточением и эвакуацией подчиненных организаций, обеспечение их жизнедеятельности в загородной зоне.
3.6 Подготовка предложений руководителю ГО города на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.
3.7 Руководство подчиненными силами и средствами спасательных служб при выполнении задач, поставленных руководителем ГО.
3.8 Участие в выполнении других задач в области гражданской обороны (эвакуация населения, материальных и культурных ценностей, обслуживания убежищ, выдача средств индивидуальной защиты, осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время).
4. Спасательные службы ГО могут приводиться в готовность и привлекаться для ликвидации последствий стихийных и экологических бедствий, эпидемий, эпизоотии, эпифитотий, крупных аварий и катастроф, а также террористических актов, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ по распоряжению Президента Российской Федерации, руководителя гражданской обороны области или города.
5. Особые (специфические) задачи, возлагаемые на спасательные службы городского округа Саранск.
5.1 Спасательная инженерная служба предназначается для организации и осуществления контроля за накоплением фонда защитных сооружений в мирное и военное время, разработки и осуществление планов ускоренного строительства недостающего фонда защитных сооружений в военное время, инженерного обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, учета и контроля за организацией содержания защитных сооружений в готовности к приему укрываемых и правильной их эксплуатации.
5.2 Спасательная служба торговли, питания и вещевого обеспечения предназначается для защиты материальных ценностей, обеспечения продовольствием и промышленными товарами первой необходимости личного состава аварийно-спасательных сил и нештатных аварийно-спасательных формирований в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, пострадавшего населения в отрядах первой медицинской помощи и медицинских подразделениях воинских частей ГО, обеспечения бельем, одеждой и обувью пунктов специальной обработки и отрядов первой медицинской помощи, осуществления контроля подготовки и развертывание на базе бань и прачечных санитарно-обмывочных пунктов и станций обеззараживания одежды организациями, в чьем ведении они находятся.
5.3 Спасательная коммунально-техническая, энергетическая служба предназначается для планирования и выполнения организационно-технических мероприятий по повышению устойчивости функционирования жилого фонда, водоснабжения и газоснабжения, проведения аварийных работ на коммунальных сетях жилого фонда, участия в работах по обеззараживанию одежды, средств индивидуальной защиты, территорий населенных пунктов, а также в местах массовых захоронений трупов животных и людей. Для планирования и организации выполнения мероприятий, направленных на повышение устойчивости работы системы энергоснабжения, организации аварийных работ на электростанциях, электрических и тепловых сетях в очагах поражения, обеспечения электроэнергией аварийно-спасательных и других неотложных работ, участия в разработке и осуществлении мероприятий по световой маскировке объектов экономики и города.
5.4 Спасательная автотранспортная служба предназначается для своевременной перевозки рассредоточиваемых рабочих, служащих и эвакуируемого населения, подвоза (вывоза) рабочих смен к местам работы и в районы размещения, обеспечения автомобильным транспортом всех перевозок, подвоза сил и средств для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, эвакуации пострадавших, материальных и культурных ценностей, содержания дорог в проезжем состоянии, обеспечении ремонта, восстановления дорог и мостов, прокладке колонных путей в зонах разрушений, оборудования дорог (путей), обеззараживания транспортных средств, автомобильных магистралей федерального и регионального значения.

5.6 Спасательная служба защиты культурных ценностей представляет собой орган управления и сил учреждений, центров, предприятий и других организаций, а также иных организаций, являющихся хранилищами культурных ценностей, независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы в целях централизованной организации выполнения возложенных на нее задач по подготовке к защите культурных ценностей, памятников истории и культуры от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
5.7 Спасательная служба оповещения и связи создается на базе республиканских, муниципальных, ведомственных организаций связи всех видов.
Основными задачами службы являются:
обеспечение органов управления ГО связью в мирное и военное время;
организация и контроль за эксплуатационно-техническим обслуживанием стационарных средств связи и оповещения;
организация технического обеспечения передачи и приема сигналов оповещения;
обеспечение связи нештатных аварийно-спасательных формирований при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
5.8 Служба защиты сельскохозяйственных животных и растений создается на базе агропромышленных объединений, сельскохозяйственных объединений, фермерских хозяйств, других объектов, занимающихся сельскохозяйственным производством.
Службы призваны обеспечить устойчивую работу сельскохозяйственного производства в военное время путем проведения мероприятий по защите сельскохозяйственных животных, растений, источников воды и кормов. Службы осуществляют ветеринарную и фитопатологическую разведку, ветеринарную обработку, лечение животных, обеззараживание посевов, пастбищ, продукции животноводства и растениеводства.
5.9 Служба ритуальных услуг по срочному захоронению трупов создается на базе органов и организаций жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, санитарно-эпидемиологического надзора. Инженерного обеспечения инфраструктуры, сельского хозяйства, охраны общественного порядка, транспортных организаций.
Служба планирует и обеспечивает в военное время выбор и подготовку мест захоронений, транспортировку и доставку погибших (умерших) к местам погребений, проведение массовых захоронений в братских могилах, регистрацию и учет массовых погребений.
Служба создает и планирует подготовку похоронных команд (групп), звеньев доставки трупов, групп опознания и регистрации.
5.10 Служба материально-технического снабжения создается на базе управлений снабжения и сбыта республики, других снабженческих организаций, владеющих материально-техническими средствами. Служба организует обеспечение материально-техническими и строительными материалами, необходимыми для выполнения мероприятий по защите населения и организаций, дегазирующими веществами, а также рабочим инвентарем и спецодеждой для НАСФ.
5.11 Служба охраны общественного порядка создаются на базе органов внутренних дел для поддержания общественного порядка в городах, других населенных пунктах, очагах поражения, местах сосредоточения людей и транспорта, маршрутах их движения, на объектах работ в районах размещения, а также на пунктах сбора, маршрутах вывода рабочих, служащих и населения в загородную зону и выдвижения сил ГО в очаги поражения (заражения).
Для выполнения задач службой создаются команды, группы охраны общественного порядка.

5.13 Автодорожная служба создается на базе автотранспортных организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Служба обеспечивает:
перевозку материалов для строительства ЗС;
рассредоточение и эвакуацию населения;
подвоз (вывоз) рабочих смен;
вывоз в загородную зону материальных и культурных ценностей, уникального оборудования, продовольствия и других материальных средств, подвоз сил и средств для проведения АСДНР в очагах поражения, а также их эвакуации из районов ведения работ.
Автотранспортные службы для выполнения задач в мирное время планируют создание автомобильных колонн для перевозки населения, грузов, НАСФ к очагам поражения, подвоза работающих смен.
6. Подготовка органов управления спасательных служб, руководящего состава, сил и средств, осуществляется заблаговременно в соответствии с нормативными и планирующими документами. Она включает:
- планирование обеспечения мероприятий ГО в мирное время (разработка планов);
- создание и поддержание в постоянной готовности пунктов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях военного времени;
- подготовку к проведению эвакомероприятий;
- разработку и осуществление мер, направленных на сохранение организаций, необходимых для устойчивого функционирования в условиях военного времени;
- проведения учений и тренировок по ГО, направленных на повышение уровня готовности к выполнению возложенных задач.
7. Финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий ГО, проводимых аварийно-спасательными службами, осуществляется в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.




Приложение № 3
Утверждено
Постановлением Администрации
городского округа Саранск
от 24.07.2013 № 1869

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

ОБУЧЕНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ

1. Введение

Примерная программа обучения личного состава спасательных служб (далее - Примерная программа) составляет основу подготовки спасательных служб к выполнению задач по предназначению.
Примерная программа определяет основы практической подготовки личного состава спасательных служб к умелым и обдуманным действиям при выполнении должностных обязанностей в условиях чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также порядок отработки слаженных действий спасателей в составе подразделения.
В Примерной программе изложены методические рекомендации по ее реализации, порядок подготовки спасательных служб, перечень тем базовой и специальной подготовки, их содержание и порядок отработки, а также требования к уровню знаний, умений и практических навыков личного состава спасательных служб, прошедшего обучение, по данной программе.

2. Организация обучения


1. Подготовка спасательных служб организуется и осуществляется в соответствии с требованиями федеральных законов "О гражданской обороне" от 12.02.1998 № 28-ФЗ, "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22.08.1995 № 151-ФЗ, "Основных положений аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. № 1479, постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), организационно-методических указаний по подготовке населения Российской Федерации в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности (далее - ПБ) и безопасности людей на водных объектах на определенный период и соответствующих программ обучения.
Подготовка личного состава спасательных служб включает:
первоначальное обучение граждан, впервые принятых в состав спасательной службы на должность спасателя, в составе спасательной службы под руководством одного из заместителей руководителя службы или наиболее опытного спасателя по программе первоначальной подготовки спасателей, составленной на основе задач, решаемых спасательной службой, утвержденной и реализуемой ее руководителем;

первоначальное (базовое) обучение личного состава спасательных служб по утвержденной Межведомственной аттестационной комиссией программе первичной подготовки спасателей Российской Федерации, а также аттестацию спасателей в соответствии с требованиями "Основных положений аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.1997 № 1479;
обучение личного состава спасательных служб в межаттестационный период по рабочей программе, разработанной в соответствии с настоящей Примерной программой и утвержденной в установленном порядке;
повышение квалификации руководителей спасательных служб в учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти, имеющих соответствующую лицензию;
участие спасательных служб в соревнованиях, тренировках и учениях;
проверку готовности спасательных служб к действиям по предназначению.
2. Настоящая Примерная программа предназначена для обучения личного состава спасательных служб умелым, слаженным и наиболее эффективным приемам и способам коллективных действий по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию минимально необходимых условий его жизнедеятельности, а также совершенствования умений и навыков личного состава спасательных служб в применении техники, инструментов, приборов и принадлежностей, состоящих на оснащении спасательных служб, поддержания необходимого уровня их готовности к выполнению задач по предназначению.
3. Обучение личного состава спасательных служб планируется и проводится в рабочее время в объеме 36 часов в год.
Темы базовой подготовки отрабатываются в полном объеме (24 часа) всеми спасательными службами. Замена тем, уменьшение общего количества часов для их отработки не допускается. На отработку тем специальной подготовки отводится 12 часов.
Орган местного самоуправления и организации, расположенные на территории городского округа Саранск, имеют право с учетом предназначения спасательной службы, местных условий, особенностей и степени подготовленности личного состава, специфики решаемых задач, а также других факторов определять конкретные темы специальной подготовки по предложениям руководителей соответствующих органов, осуществляющих управление гражданской обороной, уточнять содержание тем и время на их изучение (отработку) без уменьшения общего времени, отводимого на обучение спасательных служб, а также увеличивать время на отработку тем специальной подготовки.
Установленный таким образом порядок изучения (отработки) и содержание тем обучения личного состава спасательных служб отражается в рабочей программе.
4. На всех практических и тактико-специальных занятиях сохраняется четкая последовательность выработки и привития практических навыков в действиях по предназначению: рассказ и показ порядка действий, затем тренировка в практическом выполнении приемов, сначала по элементам и в медленном темпе, затем в целом, и в завершении - полностью, в полном объеме и в установленные нормативами сроки и требования.
Для изложения теоретической части учебного материала путем рассказа и показа затрачивается минимальное количество времени, которое необходимо для объяснения обучаемым порядка правильного и четкого выполнения практических приемов и действий. Основная часть учебного времени затрачивается для практической работы обучаемых или тренировки.
5. Все занятия организуют и проводят руководители спасательных служб. Занятия проводятся в учебных городках, на натурных участках местности или на территории организации.
6. На тактико-специальные занятия спасательные службы выводятся в штатном составе с необходимым количеством техники, приборов, инструментов, принадлежностей и средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ).
7. Для повышения эффективности обучения на практических занятиях структурное подразделение спасательной службы может разбиваться на несколько учебных групп, с которыми проводят занятия на подготовленных и оборудованных учебных местах руководители структурных подразделений спасательных служб. Руководитель спасательной службы одновременно является и руководителем занятия на одном из учебных мест, как правило, наиболее важном и сложном, определяющем саму тему занятия.
8. Накануне проведения практического или тактико-специального занятия руководитель занятия проводит инструктаж (инструкторско-методическое занятие) с руководителями структурных подразделений спасательной службы, привлекаемыми для проведения занятий на учебных местах. Личный состав, привлекаемый к занятиям, в часы самостоятельной подготовки изучает меры безопасности по предстоящей теме.
9. Все практические и тактико-специальные занятия руководитель начинает с доведения требований безопасного поведения на занятии и напоминает меры безопасности при проведении изучаемых операций (действий). К началу занятия составляется список личного состава, ознакомленного с мерами безопасности при проведении занятия под роспись.
10. Занятия по темам специальной подготовки с личным составом спасательных служб организаций могут проводиться путем сбора под руководством руководителя соответствующей спасательной службы муниципального образования.
11. Руководитель спасательной службы должен знать:
свои функциональные обязанности;
назначение, место и роль спасательной службы в группировке сил, определяемой планом ГО и защиты населения;
назначение, порядок применения, возможности спасательной службы;
порядок взаимодействия сил при проведении мероприятий ГО;
организацию оповещения и связи;
уметь:
организовывать подготовку и обучение структурных подразделений и спасательной службы в целом;
планировать и организовывать поддержание службы в готовности к действиям, а также к всестороннему обеспечению;
готовить предложения соответствующему руководителю, осуществляющему руководство ГО для принятия решения на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР);
организовывать взаимодействие с соответствующими органами управления и силами ГО и РСЧС;
руководить спасательной службой при выполнении поставленных задач.
Личный состав спасательной службы должен знать:
характерные особенности опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий и при ЧС, а также способы защиты от них;
поражающие свойства отравляющих веществ (далее - ОВ), аварийно химически опасных веществ (далее - АХОВ), применяемых на объекте, порядок и способы защиты при их утечке (выбросе);
предназначение спасательной службы и свои функциональные обязанности;
производственные и технологические особенности своей организации, характер возможных АСДНР;
порядок действий по сигналам оповещения;
порядок оповещения, сбора и приведения спасательной службы в готовность;
место сбора спасательной службы, пути и порядок выдвижения к месту ее возможного применения;
назначение, технические данные, порядок применения и возможности техники, механизмов и приборов, а также средств защиты, состоящих на оснащении;
порядок проведения специальной обработки;
уметь:
выполнять функциональные обязанности при решении задач по предназначению;
поддерживать в исправном состоянии и грамотно применять штатную технику, механизмы, приборы, другое табельное имущество и СИЗ;
оказывать первую медицинскую помощь раненым и пораженным, а также эвакуировать их в безопасные места;
работать на штатных средствах связи;
проводить санитарную обработку и обеззараживание техники, сооружений, территории, одежды и СИЗ.

3. Наименование тем, виды занятий и количество часов базовой подготовки


№ Наименование тем Вид занятия Кол-во
п/п часов

1. Действия личного состава при приведении Тактико- 4
спасательной службы в готовность. специальное
занятие

2. Действия личного состава спасательной службы при Тактико- 3
выдвижении в район выполнения задач и подготовке специальное
к выполнению задач. занятие

3. Оказание первой медицинской помощи раненым и Практическое 4
пораженным, эвакуация их в безопасные места. занятие
Средства индивидуальной медицинской защиты.
Правила пользования ими.

4. Применение приборов радиационной и химической Практическое 3
разведки, контроля радиоактивного заражения и занятие
облучения, а также средств индивидуальной защиты.

5. Меры безопасности при выполнении задач. Практическое 3
занятие

6. Приемы и способы выполнения задач в условиях Тактико- 3
заражения местности радиоактивными, отравляющими, специальное
аварийно химически опасными веществами и занятие
биологическими средствами.

7. Действия личного состава спасательной службы при Практическое 4
проведении специальной обработки. занятие

Итого: 24


4. Наименование тем, виды занятий и количество часов специальной подготовки


№ Наименование тем Вид занятия Кол-во
п/п часов

1. Действия спасательной службы по устройству Тактико- 3
проездов, обрушению неустойчивых зданий и специальное
конструкций, по вскрытию заваленных защитных
сооружений.

2. Действия спасательной службы по обеспечению Тактико- 3
мероприятий, выполняемых при спасении людей, специальное
находящихся под завалами и ликвидации завалов.

3. Действия спасательной службы по развертыванию и Практическое 6
функционированию медицинских пунктов в местах
проведения АСДНР.

4. Действия личного состава спасательной службы по Практическое 6
оказанию первой медицинской помощи.

5. Действия спасательной службы по организации Тактико- 4
противопожарного обеспечения действий сил ГО. специальное

6. Действия спасательной службы по ликвидации лесных Тактико- 4
и торфяных пожаров. специальное

7. Действия спасательной службы по организации Тактико- 4
тушения пожаров и ликвидации аварий на специальное
магистральных газо- и нефтепроводах, в условиях
массового разлива нефтепродуктов.

8. Действия спасательной службы по обслуживанию Практическое 6
защитных сооружений и устранению аварий и
повреждений в них.

9. Действия спасательной службы при дооборудовании и Тактико- 3
строительстве защитных сооружений для населения. специальное

10. Действия спасательной службы по организации Практическое 6
радиационного и химического контроля при
размещении людей в убежищах. Действия
спасательной службы по специальной обработке
помещений защитных сооружений.

11. Действия спасательной службы по устранению аварий Тактико- 6
на коммунально-энергетических сетях и специальное
технологических линиях.

12. Действия спасательной службы по ликвидации Тактико- 6
последствий аварии на радиационно, химически, специальное
взрывопожароопасных объектах.

13. Действия спасательной службы по оборудованию Практическое 6
автотранспорта для перевозок населения и грузов.

14. Действия спасательной службы по транспортному Тактико- 6
обеспечению эвакуации населения, материальных и специальное
культурных ценностей.

15. Действия спасательной службы по организации Практическое 3
работы пункта выдачи средств индивидуальной
защиты.

16. Действия спасательной службы по организации Тактико- 3
мероприятий по обеспечению радиационной и специальное
химической защиты.

17. Действия спасательной службы по проведению Практическое 3
специальной обработки.

18. Действия спасательной службы по организации и Практическое 6
осуществлению устойчивой связи.

19. Действия спасательной службы по организации и Тактико- 6
осуществлению связи в районах выполнения задач в специальное
условиях воздействия опасных факторов источника
ЧС, а также поражающих факторов ОМП.

20. Действия спасательной службы по восстановлению и Тактико- 3
поддержанию порядка в районах, пострадавших при специальное
ведении военных действий или вследствие этих
действий, а также при ЧС.

21. Действия спасательной службы при проведении Тактико- 3
эвакуации населения. специальное

22. Действия спасательной службы в местах расселения Тактико- 3
эвакуированного населения. специальное

23. Действия спасательной службы при вводе в районы Тактико- 3
АСДНР сил ГО и РСЧС. специальное

24. Действия спасательной службы по развертыванию и Практическое 3
функционированию подвижного пункта питания.

25. Действия спасательной службы по развертыванию и Практическое 3
функционированию подвижного пункта
продовольственного снабжения.

26. Действия спасательной службы по развертыванию и Практическое 3
функционированию подвижного пункта вещевого
снабжения.

27. Действия спасательной службы по проведению Тактико- 6
мероприятий по защите сельскохозяйственных специальное
животных, воды и фуража.

28. Действия спасательной службы по проведению Тактико- 6
мероприятий по защите сельскохозяйственных специальное
посевов.

29. Действия спасательной службы по проведению Тактико- 3
мероприятий по защите продуктов растениеводства и специальное
животноводства.

30. Действия спасательной службы по организации Практическое 3
эвакуации постоянного и переменного состава
организации.

31. Действия спасательной службы по организации Тактико- 6
эвакуации материальных ценностей в безопасные специальное
районы.

32. Действия спасательной службы по захоронению тел Тактико- 12
погибших. специальное

33. Действия спасательной службы по ликвидации Тактико- 3
последствий разлива нефтепродуктов. специальное

34. Действия спасательной службы по предупреждению и Тактико- 3
ликвидации последствий наводнений. специальное

35. Действия спасательной службы по ликвидации Тактико- 3
последствий аварии на радиационно и химически специальное
опасных объектах.

36. Действия спасательной службы по содержанию Тактико- 3
существующих и подготовке новых путей, в том специальное
числе колонных.

37. Действия спасательной службы по выполнению Тактико- 3
мероприятий комплексной маскировки. специальное

38. Действия спасательной службы по оборудованию Тактико- 3
полевых мест размещения эвакуированного специальное
населения.

39. Действия спасательной службы при возникновении Тактико- 3
пожара. специальное

40. Действия спасательной службы при угрозе и Тактико- 3
совершении террористических актов. специальное

41. Действия спасательной службы при ЧС природного и Практическое 3
техногенного характера.

42. Действия спасательной службы по организации Тактико- 6
материально-технического снабжения сил ГО и РСЧС специальное
запасными частями, ремонтными и расходными
материалами.

43. Действия спасательной службы по организации Практическое 6
обслуживания и текущего ремонта техники.

44. Действия спасательной службы по организации Тактико- 6
хранения, учета и отпуска ГСМ в районе дислокации специальное
сил ГО и РСЧС.

45. Действия спасательной службы по обеспечению сил Практическое 6
ГО и РСЧС горюче-смазочными материалами на путях
ввода сил и в районе выполнения задач.

46. Действия спасательной службы по защите культурных Тактико- 6
ценностей при ЧС природного и техногенного специальное
характера.


5. Виды учений и тренировок, основы их организации и проведения

В зависимости от масштаба, привлекаемых категорий обучаемых, учения и тренировки по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций подразделяются на:
- комплексные учения (тренировки).
- командно-штабные учения (тренировки), (далее КШУ).
- тактико-специальные учения.
- штабные учения.
- специальные учения.

Сущность и цели КШУ

Командно-штабные учения являются одной из основных форм совместной подготовки руководящего состава, органов управления ГО и РСЧС, спасательных служб (функциональных звеньев ТП РСЧС) и руководящего состава сил гражданской обороны (звена ТП РСЧС).
Сущность командно-штабных учений заключается в том, что на фоне созданной учебной обстановки, обучаемые выполняют комплекс задач в составе органов управления, присущих их функциональным обязанностям по руководству силами и средствами в соответствии с темой и целями учений.
Они позволяют руководящему составу приобрести прочные навыки в управлении подчиненными, правильной оценке создавшейся обстановки, принятии наиболее целесообразных решений, постановке задач исполнителям и организации их выполнения.
Основная задача при проведении командно-штабных учений - выработка у руководителей и специалистов гражданской обороны и ТП РСЧС всех уровней навыков управления силами и средствами при проведении мероприятий гражданской обороны, в ходе угрозы и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Основные цели командно-штабных учений:
- совершенствование практических навыков руководящего состава и органов управления ГО и РСЧС в принятии решений и планировании действий сил и средств при проведении всего комплекса мероприятий по защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время).
- проверка готовности к организованному переводу гражданской обороны на функционирование в условиях военного времени (мероприятий звена ТП РСЧС с введением соответствующих режимов функционирования).
- проверка реальности плана гражданской обороны (плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).
- отработка вопросов взаимодействия и всестороннего обеспечения АСДНР.
- исследование проблемных вопросов ГО, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Периодичность и продолжительность проведения командно-штабного учения
Командно-штабные учения продолжительностью до трех суток проводятся:
- в министерствах, департаментах субъекта РФ - один раз в два года.
- в органах местного самоуправления - один раз в три года.
Командно-штабные учения или штабные тренировки в организациях проводятся ежегодно, продолжительностью до одних суток.
Календарный план подготовки учения.
Подготовка учения проводится в соответствии с календарным планом, в котором определяются содержание мероприятий, сроки и время их проведения, а также исполнители.
Календарный план разрабатывается по разделам:
- проведение организационных мероприятий;
- разработка документов учения;
- подготовка руководства учением, штаба руководства и посредников;
- подготовка участников учения;
- подготовка учебных мест и учебно-материальной базы

Сущность и цели ТСУ

Тактико-специальные учения является основной и наиболее эффективной формой подготовки формирований, сил ТП РСЧС для выполнения задач по предназначению в мирное и военное время.
По своему назначению тактико-специальные учения подразделяются:
- Плановые учения проводятся после завершения обучения личного состава формирований по специальной подготовке в целях достижения слаженности в действиях при проведении АСДНР, а также проверки их готовности к действиям согласно предназначению.
- Проверочные учения проводятся по указанию старшего руководителя в целях определения уровня подготовки формирований.
- Показные учения проводятся в целях обеспечения единства взглядов на применение формирований, организацию и методику проведения учений, а также показа наиболее целесообразных.
- Опытные учения проводятся в целях исследования форм и методов подготовки формирований, проверки положений проектов нормативных документов, регламентирующих порядок применения формирований, совершенствования их организационно-штатной структуры, а также использования штатного имущества и техники.
Основные цели ТСУ:
- совершенствование практических навыков руководящего состава в управлении формированиями при организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ и мероприятий по защите населения;
- отработка взаимодействия формирований как для самостоятельного выполнения задач ГО (ТП РСЧС), так и во взаимодействии с другими формированиями и воинскими подразделениями;
- подготовка и проверка готовности формирований к действиям при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также применения противником современных средств поражения согласно предназначению;
- выработка у личного состава высоких морально-психологических качеств;
- совершенствование организационно-штатной структуры формирований, приемов и способов их действий.
Периодичность и продолжительность ТСУ.
Тактико-специальные учения продолжительностью до восьми часов проводятся:
- с формированиями постоянной готовности - ежегодно.
- с остальными формированиями - один раз в три года.

Сущность и цели комплексного учения (КУ)

Комплексные учения по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций проводятся в качестве формы обучения, в ходе которой отрабатывается весь комплекс вопросов (мероприятий), предусмотренных планами гражданской обороны и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в единой тактической обстановке.
Основными вопросами гражданской обороны, отрабатываемыми в ходе комплексных учений, являются:
- перевод органов управления и сил гражданской обороны, а также организаций на функционирование в условиях военного времени - при различных условиях начала военных действий;
- осуществление мероприятий по защите населения от современных средств поражения;
- разработка и осуществление мер по обеспечению устойчивого функционирования организаций и объектов жизнеобеспечения населения;
- организация и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге поражения;
- организация обучения населения действиям по сигналам гражданской обороны;
- обеспечение взаимодействия с органами военного управления.
Комплексные учения могут проводиться как самостоятельное учебное мероприятие министерства, ведомства, муниципального образования, организации, а также в качестве составной командно-штабных учений гражданской обороны более высокого уровня.
Обычно комплексные учения планируются как завершающее мероприятие определенного этапа подготовки руководящего состава, органов управления, спасательных служб, формирований и других категорий, обучаемых по соответствующим программам, включая практические занятия и тренировки.
В ходе комплексного учения используются формы и методы подготовки, характерные для каждой группы обучаемых, участвующих в учениях:
- для руководящего состава - это в основном методы командно-штабного учения;
- для формирований и профессиональных подразделений спасательных служб - тактико-специальные учения;
- для остального состава - практические занятия и тренировки в выполнении определенных задач, соответствующих складывающейся обстановке по замыслу учения.
По своему назначению и целям комплексные учения подразделяются на плановые, проверочные и опытные.
1. Плановые учения завершают цикл подготовки по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. Они проводятся в целях определения степени готовности министерства, ведомства, территории и объекта и уровня подготовки по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям руководящего состава, органов управления ГО и звена ТП РСЧС, личного состава формирований, рабочих и служащих и остального населения.
2. Проверочные учения проводятся в целях определения степени готовности министерства, ведомства, муниципального образования, объекта и уровня подготовки по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям руководящего состава, органов управления ГО и звена ТП РСЧС, личного состава формирований, рабочих и служащих и остального населения, а также в целях проверки методического мастерства руководителя ГО (руководителя звена ТП РСЧС) и органа управления ГО и РСЧС в организации и проведении комплексного учения.
3. Показные учения проводятся для руководящего состава ГО и ТП РСЧС, руководящего состава формирований в целях выработки единства взглядов на организацию и методику проведения комплексных учений, показа наиболее эффективных методов организации управления, оповещения и связи, перевода ГО с мирного на военное положение, осуществления взаимодействия между формированиями и воинскими подразделениями (частями).
Перед показными комплексными учениями проводятся тренировки с руководящим составом, органами управления ГО и РСЧС, спасательными службами (функциональными звеньями ТП РСЧС) и формированиями.
Руководят показным комплексным учением, как правило, руководители ГО (руководители ТП РСЧС и звеньев ТП РСЧС) субъекта, муниципальных образований, а также ответственные работники министерств, ведомств и производственных объединений.
Важнейшая задача при проведении комплексных учений:
отработка действий по защите людей и материальных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от последствий возможных чрезвычайных ситуаций.
Цели комплексных учений:
- всесторонняя и качественная подготовка министерств и ведомств, муниципальных образований и организаций к решению задач ГО, ТП РСЧС в условиях непрекращающейся производственной деятельности;
- повышение готовности органов управления, формирований, рабочих и служащих, не входящих в формирования, а также населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания к решению задач ГО, ТП РСЧС;
- выработка у руководящего состава формирований навыков в самостоятельном и уверенном управлении проведением мероприятий ГО, ТП РСЧС, а у остальных обучаемых - умения выполнять приемы и способы защиты от современных средств поражения в военное время и от чрезвычайных ситуаций в мирное время;
- повышение ответственности всех категорий обучаемых за полное и качественное выполнение задач ГО и ТП РСЧС, а также воспитания у них высоких морально-психологических качеств;
- проверки надежности и эффективности организации защиты рабочих, служащих и остального населения от современных средств поражения в военное время и от чрезвычайных ситуаций в мирное время;
- повышение устойчивости производственного процесса в условиях военного времени и совершенствования способов перевода гражданской обороны с мирного на военное положение;
- проверка реальности плана гражданской обороны и плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их уточнения и приведения в соответствие с современными требованиями и конкретными условиями.
Периодичность и продолжительность КУ.
Комплексные учения продолжительностью до двух суток, проводятся один раз в три года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях один раз в три года проводятся тренировки продолжительностью до 8 часов.
Перед комплексными учениями на объектах, где они предусмотрены, проводятся командно-штабные учения.

Сущность и цели объектовых тренировок

Объектовые тренировки являются наиболее эффективной формой обучения руководящего состава, сил РСЧС и ГО, рабочих и служащих, студентов и учащихся, а также населения, не занятого в сферах производства и обслуживания, к решению задач ГО, предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера. Они проводятся, как правило, на тех объектах, где не проводятся комплексные учения. На тренировках обычно отрабатывается весь комплекс мероприятий, предусмотренных планам ГО и планами предупреждения и ликвидации ЧС.
Основное внимание в ходе тренировок сосредоточивается на отработке приемов и способов защиты персонала объекта в ЧС мирного и военного времени и отрабатываются мероприятия ГО, повышающие устойчивость работы этих объектов в мирное и военное время.
Тренировки проводятся как самостоятельно под руководством руководителя объекта, так и в составе групп объектов. В этом случае тренировки организуются по территориально-производственному принципу по единому плану.
Продолжительность проведения тренировки зависит от времени, необходимого на выполнение практических мероприятий, специфики объекта, количества обучаемых, учебных целей и задач, поставленных, перед коллективом на тренировку и обычно может составлять до 8 часов.
Определяя тему и продолжительность тренировки, необходимо учитывать возможность выполнения глубокой и всесторонней проработки учебных вопросов и возможности материально-технического обеспечения тренировки.
Перечень и объем выполняемых мероприятий должен позволить проверить на практике реальность осуществления плана ГО и плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС на объекте.
К участию в тренировке привлекается весь руководящий состав, силы РСЧС и ГО, рабочие и служащие объектов, студенты и учащиеся учебных заведений, население жилого сектора, попадающего в зону воздействия одинаковых с объектом поражающих факторов и не занятое в сферах производства и обслуживания.
Руководитель тренировки несет полную ответственность за подготовку, организацию и качество ее проведения.


------------------------------------------------------------------