По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Правительства РМ от 01.07.2013 N 253 "Об утверждении Республиканской целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия "



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 2013 г. № 253

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА
В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ (2013 - 2018 ГОДЫ)"

Правительство Республики Мордовия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия (2013 - 2018 годы)".

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия М.С.Сезганова.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.СУШКОВ




Утверждена
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 1 июля 2013 г. № 253

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА
В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ (2013 - 2018 ГОДЫ)"

ПАСПОРТ
Республиканской целевой программы
"Развитие внутреннего и въездного туризма
в Республике Мордовия (2013 - 2018 годы)"

Наименование Республиканская целевая программа "Развитие внутреннего
программы и въездного туризма в Республике Мордовия (2013 - 2018
годы)" (далее - Программа)
Основание для распоряжение Правительства Республики Мордовия от 4
разработки июня 2012 г. № 327-Р
Программы
Государственный Министерство культуры и туризма Республики Мордовия
заказчик -
координатор
Программы
Основные Минкульттуризм Республики Мордовия, Министерство спорта
разработчики и физической культуры Республики Мордовия
Программы
Цель и задачи цель Программы - создание в Республике Мордовия
Программы, конкурентоспособного туристского комплекса, направленного
важнейшие на развитие внутреннего и въездного туризма, вносящего
целевые вклад в экономическое и социальное развитие региона.
показатели Задачи Программы:
совершенствование системы мониторинга и управления
туристской отраслью, развитие региональной нормативно-
правовой базы в сфере туризма;
привлечение частных и бюджетных инвестиций в туристскую
сферу и развитие материально-технической базы туризма с
применением механизмов государственно-частного
партнерства;
формирование туристско-рекреационного кластера
"Саранск";
развитие приоритетных видов туризма с целью
формирования конкурентоспособного регионального
туристского продукта;
рекламно-информационное обеспечение развития туризма;
кадровое и научно-методическое обеспечение развития
туризма.
Показатели Программы:
численность лиц, размещенных в гостиницах, санаторно-
курортных организациях и организациях отдыха;
количество предоставленных гостиницами ночевок;
число гостиниц;
номерной фонд гостиниц;
число лиц, обслуженных в санаторно-курортных
организациях, организациях отдыха и на туристских базах;
объем платных услуг в сфере культуры, туризма и отдыха.
Сроки и этапы реализация Программы рассчитана на 6 лет с 2013 по 2018
реализации год
Программы
Объемы и объем финансирования мероприятий Программы составит
источники 13449045 тыс. рублей, из них за счет средств
финансирования республиканского бюджета Республики Мордовия - 2791181
Программы тыс. рублей, за счет средств внебюджетных источников -
10657864 тыс. рублей, в том числе по годам:
за счет средств республиканского бюджета Республики
Мордовия:
в 2013 году - 0 рублей;
в 2014 году - 596910 тыс. рублей;
в 2015 году - 819055 тыс. рублей;
в 2016 году - 723915 тыс. рублей;
в 2017 году - 522441 тыс. рублей;
в 2018 году - 128860 тыс. рублей;
за счет средств внебюджетных источников:
в 2013 году - 32710 тыс. рублей;
в 2014 году - 2282500 тыс. рублей;
в 2015 году - 2913500 тыс. рублей;
в 2016 году - 2765000 тыс. рублей;
в 2017 году - 1975154 тыс. рублей;
в 2018 году - 689000 тыс. рублей
Ожидаемые в результате реализации Программы к 2018 году
конечные предполагается достичь следующих результатов:
результаты увеличение численности лиц, размещенных в гостиницах,
реализации санаторно-курортных организациях и организациях отдыха, до
Программы 160 тыс. человек в год;
увеличение количества предоставленных гостиницами
ночевок до 256 тыс. в год;
увеличение числа гостиниц до 35 единиц;
увеличение номерного фонда гостиниц до 3543 единиц;
увеличение числа лиц, обслуженных в санаторно-курортных
организациях, организациях отдыха и на туристских базах,
до 35,5 тыс. человек в год;
увеличение объема платных услуг в сфере культуры,
туризма и отдыха до 2340 млн. рублей в год.
Главным эффектом реализации Программы станет рост
налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от туристской
деятельности и дополнительного развития сфер, связанных с
туризмом, нормализация торгового баланса региона,
привлечение инвестиций в экономику региона, развитие
предпринимательства и создание новых рабочих мест,
создание условий для удовлетворения широкого спектра
потребностей населения в отдыхе, оздоровлении,
развлечении, спорте, общении, образовании, культурном
просвещении, в деловых, религиозных и иных связях,
повышение качества жизни, укрепление нравственного и
физического здоровья местного населения
Система подготовка системы программных мероприятий и их
организации реализация осуществляется путем ежегодного выделения
управления и бюджетных средств на выполнение Программы Министерству
контроль за культуры и туризма Республики Мордовия как
исполнением государственному заказчику, главному распорядителю
Программы бюджетных средств и основному исполнителю Программы.
Министерство культуры и туризма Республики Мордовия
несет ответственность за целевое и эффективное
использование средств, выделяемых на реализацию
предусмотренных мероприятий, обеспечивает выполнение
Программы и в случае необходимости определяет
соисполнителей по профилю предусматриваемых мероприятий
посредством заключения договоров.
В течение всего периода реализации Программы
Министерство культуры и туризма Республики Мордовия
осуществляет мониторинг реализации Программы.
Исполнительные органы государственной власти Республики
Мордовия, являющиеся разработчиками и исполнителями
Программы, в установленный срок направляют в Министерство
культуры и туризма Республики Мордовия аналитическую
информацию о выполнении мероприятий Программы и
эффективности использования финансовых средств.
Министерство культуры и туризма Республики Мордовия в
установленный срок направляет в Министерство экономики
Республики Мордовия обобщенную аналитическую информацию о
выполнении мероприятий Программы и эффективности
использования финансовых средств.

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ,
НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р, одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни российских граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг в России.
В соответствии с Законом Республики Мордовия от 2 октября 2000 г. № 41-З "О туризме в Республике Мордовия" основными приоритетами в области развития туризма являются создание условий для развития и модернизации туристской инфраструктуры на территории Республики Мордовия, определение приоритетных направлений развития туристской деятельности, содействие туристской деятельности, создание благоприятных условий для ее развития, стимулирования внутреннего и въездного туризма, притока туристов из других регионов Российской Федерации и иностранных государств, оказание содействия в повышении роли туризма в формировании доходной части республиканского и местных бюджетов, в создании новых рабочих мест, содействие инвестированию средств в развитие туристской индустрии на территории Республики Мордовия, обеспечение охраны окружающей природной среды, сохранения исторического и культурного наследия.
Необходимость формирования конкурентоспособного туристского комплекса подчеркивается мировыми и общероссийскими положительными тенденциями развития туризма как одной из самых прогрессивных отраслей мировой экономики, а также широким мультипликативным эффектом развития внутреннего и въездного туризма, оказывающим стимулирующее воздействие на сопряженные с ним отрасли, такие как транспорт, строительство, общественное питание, реклама, связь, страхование, сельское хозяйство, производство и реализация сувенирной продукции и прочих товаров народного потребления.
Туризм способствует сохранению историко-культурных и природных памятников, развитию народных промыслов, удовлетворяет потребность населения в отдыхе и досуге, является неотъемлемым элементом укрепления физического и нравственного здоровья нации, способен поддерживать благоприятный имидж региона, в том числе с точки зрения его инвестиционной привлекательности. ЮНЕСКО признает туризм одним из главных факторов культурного и гуманитарного развития, способствующего сохранению мира и сближению народов путем ведения "диалога между культурами".
В настоящее время в условиях положительного изменения социально-экономической ситуации в Республике Мордовия туризм может стать весомым фактором, поддерживающим процессы дальнейшего социально-экономического развития, обеспечивая приток денежных средств, создавая рабочие места, стимулируя производство товаров, улучшая инфраструктуру и коммуникации, внося реальный вклад в улучшение платежного баланса региона. Особое значение туризма в формировании валового регионального продукта Мордовии заметно возрастает на фоне отсутствия в республике значимых запасов минеральных, топливных и иных ресурсов.
В период с 2007 по 2011 год в республике объем платных туристских услуг, оказанных населению, увеличился со 158,2 млн. руб. до 369,6 млн. руб.; услуг гостиниц и аналогичных средств размещения - с 89,3 млн. руб. до 180,9 млн. руб.; санаторно-оздоровительных услуг - с 34,8 млн. руб. до 102,6 млн. рублей.
Подробный анализ статистических данных показывает, что спрос на услуги туризма в последние годы растет стабильно и динамично как в самой Мордовии, так и за ее пределами.
Вместе с тем, объективно оценивая ситуацию, необходимо отметить, что рынок туристских услуг в Республике Мордовия значительно отстает в своем развитии как от мировых, так и от общероссийских стандартов. Очевидным является тот факт, что туристский потенциал республики используется далеко не в полной мере. Во многих районах представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов, развитие которых невозможно без создания необходимой базовой инфраструктуры и их рекламного продвижения. В связи с этим в Мордовии наблюдается значительный перевес в сторону выездного туризма (как за рубеж, так и в другие регионы России). Республика лишается дополнительного дохода и инвестиций, рабочих мест, развития малых и средних предприятий, условий для полноценного отдыха населения. Происходит значительный отток капитала из региона.
Сегодня республика стоит перед серьезной задачей - необходимостью формирования современной индустрии туризма и отдыха на основе более интенсивного использования туристского потенциала. Если не заниматься решением этой задачи, то в ближайшие несколько лет данную нишу займут соседние регионы.
Основа туристского потенциала Мордовии заключается в следующем:
расположение в центре главной зоны расселения России (расстояние от Саранска до Москвы - 640 км, до Нижнего Новгорода - 330 км, до Казани - 400 км, до Самары - 460 км);
хорошая транспортная доступность и транзитное положение региона (автомобильные дороги: трасса М5 Москва - Челябинск, Москва - Ульяновск, Нижний Новгород - Пенза; развитое железнодорожное сообщение практически со всеми регионами страны; аэропорт в г. Саранск);
мягкий умеренно-континентальный климат с четкой выраженностью сезонов года;
значительное природное разнообразие, обусловленное пограничным положением региона между лесной и лесостепной природными зонами, а также наличием более ста особо охраняемых природных территорий;
высокие темпы развития спорта, а также проведение крупных национальных праздников и фестивалей, деловых мероприятий как основа спортивного, событийного и делового туризма;
большое количество объектов религиозно-паломнического и этнического туризма;
широкая музейная сеть республики, наличие прочих объектов показа (архитектурные, исторические, археологические памятники и т.д.);
объекты санаторно-курортной инфраструктуры, созданные на основе имеющихся в республике различных лечебных факторов;
наличие потенциальных брендов, способных привлечь внимание туристов (к которым можно отнести имена С.Д.Эрьзи, Ф.Ф.Ушакова и другие, а также статус Мордовии как признанного центра финно-угорских народов России, значимого спортивного региона, узнаваемого паломнического центра).
Основываясь на детальном анализе туристско-рекреационного потенциала Республики Мордовия, к наиболее перспективным сегментам туристского рынка региона следует относить культурно-исторический, этнический, сельский, экологический, религиозный, спортивный туризм.
Необходимо понимать, что перечисленные факторы сами по себе практически не дают Мордовии конкурентного преимущества и являются лишь основой для развития туристского комплекса региона.
Основными субъектами туристского рынка Мордовии являются мелкие и средние предприятия, которые на данном этапе развития отрасли в одиночку не способны создать высококачественный туристский продукт, участвовать в развитии инфраструктуры. Поэтому процесс формирования и развития индустрии туризма в качестве значимой отрасли территориальной специализации в настоящее время невозможен только за счет использования действующих рыночных механизмов без активного координирующего участия со стороны государства. Реальная государственная поддержка должна заключаться в формировании механизмов государственно-частного партнерства, которое подразумевает тесное и эффективное взаимодействие всех органов государственной власти, туристского бизнеса, научных и общественных организаций в реализации проектов, направленных на развитие экономически эффективного и конкурентоспособного туристского комплекса.
Сложившаяся в Республике Мордовия ситуация в сфере туризма показывает, что реализуемый комплекс государственных мер по развитию туристского комплекса не оказывает значительного влияния на позитивные изменения в отрасли. Поступательное увеличение внутреннего туристского потока сегодня является следствием увеличения спроса на услуги туризма в целом и не является показателем динамичного развития туризма в регионе. На фоне незначительного увеличения внутреннего и въездного потоков происходит обнажение и усугубление существующих в отрасли проблем:
недостаточное качество туристских услуг, оказываемых населению;
низкая конкурентоспособность туристского продукта Мордовии по отношению к соседним регионам;
значительное преобладание выездного туризма над внутренним и въездным, в результате чего образуется отрицательный вклад в платежный баланс Мордовии;
малые поступления от туризма в бюджеты всех уровней;
отсутствие потенциальных инвесторов, готовых вкладывать средства в экономику региона;
незначительный вклад туристского комплекса республики в развитие инфраструктуры и отраслей, сопряженных с туризмом.
В условиях современной конкуренции между регионами, а также с ростом популярности зарубежных туров недостаточная государственная поддержка сферы туризма в Мордовии в ближайшие годы будет способствовать усилению перечисленных выше тенденций.
Для изменения сложившейся ситуации необходимо активное государственное участие в решении таких проблем, как:
слабое финансирование мероприятий по реставрации и содержанию объектов туристского показа, а также благоустройству мест отдыха туристов и жителей республики;
отсутствие благоприятных условий для инвестиций и слабая предпринимательская активность в области индустрии туризма (высокие издержки на строительство объектов инженерной инфраструктуры (сетей энергоснабжения, водоснабжения, транспортных сетей, очистных сооружений и т.д.) для создаваемых туристско-рекреационных комплексов; отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки);
слабая активность туристских фирм республики в работе по направлениям внутреннего и въездного туризма;
недостаточное понимание на уровне отдельных муниципальных образований значения туризма для социально-экономического развития региона;
дефицит квалифицированных туристских кадров;
невысокое разнообразие услуг;
низкое качество обслуживания туристов в целом;
недостаток событийных проектов, способных привлечь различные категории туристов;
отсутствие активного продвижения туристских услуг региона как на внутреннем, так и на внешнем рынках (в том числе отсутствие качественной системы информирования туристов на территории республики, отсутствие сильных туристских брендов).
К числу проблем, характерных для туристской сферы Мордовии, можно также отнести преобладание въезда в рамках экскурсионного, а также спортивного, событийного, делового туризма с характерными для этого "пиковыми" нагрузками и краткосрочным пребыванием туристов, в результате чего наблюдается низкий коэффициент загрузки гостиниц и аналогичных средств размещения (в 2011 году - 29%). Это, в свою очередь, приводит к необоснованному завышению цен на услуги размещения.
По вышеуказанным причинам Мордовия имеет существенное отставание от целого ряда регионов России, и создание крупного и конкурентного туристского комплекса на территории республики будет затруднительно без использования программно-целевого метода.
В настоящее время требуется принципиально новый подход к формированию и адекватному финансированию программы по туризму. При этом следует исходить из того, что туризм - это сложнейший межотраслевой комплекс, требующий системного подхода к регулированию на государственном уровне возникающих взаимодействий многих отраслей хозяйства. Только гармоничное развитие всех составляющих туристского продукта (историко-культурных и природных объектов, средств размещения, предприятий питания, развлечения и торговли, транспортного обслуживания, информационного и кадрового обеспечения) позволит обеспечить устойчивое развитие туризма, изменить его положение в экономике региона и принести ощутимые доходы в бюджет. Для исполнения программных мероприятий помимо, в первую очередь, бизнеса потребуется привлечь как научный потенциал, так и все профильные министерства, ведомства и другие структуры, от которых зависит слаженное функционирование туриндустрии нашего региона.
В течение последнего десятилетия более чем в 50 субъектах Российской Федерации были разработаны концепции, стратегии и региональные программы развития туризма на среднесрочную перспективу. В результате к настоящему моменту накоплен определенный положительный опыт использования программно-целевого метода с применением механизмов государственно-частного партнерства, позволяющего решить весь комплекс поставленных задач по развитию конкурентоспособного рынка туристских услуг.
Целесообразность такого подхода подтверждена положениями Послания Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия от 25 января 2013 г., а также обусловлена рядом факторов, основными из которых являются:
значительная ресурсоемкость мероприятий Программы, необходимость концентрации бюджетных средств, а также привлечения частных инвестиций;
межотраслевой и межрегиональный характер мероприятий, определяющий потребность в организации эффективного межведомственного взаимодействия, контроля и принятия согласованных решений;
необходимость внедрения новых инструментов и технологий реализации приоритетов развития туристского комплекса;
необходимость централизованной координации действий для исключения дублирования с мероприятиями, проводимыми в рамках других программ и ведомственной деятельности;
возможность привлечения дополнительных средств федерального бюджета в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", требующей наличия аналогичной региональной программы;
системообразующий характер Программы, позволяющий определить конкретные приоритеты, цели и методы развития туристской отрасли региона, привлечь к проблеме внимание бизнеса, а также отдельных муниципальных образований Республики Мордовия.
Одновременно программно-целевой метод позволит сконцентрировать финансовые ресурсы в рамках конкретных проектных мероприятий и предотвратить их распыление и освоение без ориентации на результат.
Таким образом, реализация Программы является эффективным способом создания конкурентоспособного туристского комплекса Республики Мордовия.
Варианты решения поставленных задач программно-целевым методом следует различать по двум основным признакам:
1) пропорциональное финансирование инфраструктурных проектов в сфере туризма, реализуемых равномерно на всей территории Республики Мордовия, либо концентрация бюджетных средств на финансировании инвестиционных проектов, объединенных территориально в единый туристско-рекреационный кластер, обладающий наибольшим потенциалом развития;
2) создание региональной туристской инфраструктуры преимущественно в виде предприятий государственной и муниципальной форм собственности, либо реализация частных инвестиционных проектов на основе выработанных механизмов государственно-частного партнерства.
В первом случае наиболее рациональным видится подход, при котором основная часть бюджетных средств осваивается при формировании единого туристско-рекреационного кластера "Саранск", обладающего выгодным экономико-географическим положением и значительным синергетическим потенциалом, способного значительно смягчить сезонные колебания туристского спроса, сосредотачивающего основную часть как жителей, так и гостей Мордовии, опирающегося на существующую развитую инфраструктуру города. Такой подход дополнительно обусловлен положениями федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", предусматривающей выделение средств федерального бюджета в рамках реализации кластерных региональных проектов. Выбранный вариант также согласуется с задачами подготовки республики и ее столицы к проведению Чемпионата мира по футболу FIFA . В то же время меньшая часть бюджетных средств путем конкурсного отбора реализуемых инвестиционных проектов может быть направлена в отдельные муниципальные районы Республики Мордовия с целью поддержания объектов, обладающих значительной культурно-исторической ценностью, экологической привлекательностью.
Во втором случае очевидным становится выбор подхода, при котором основную финансовую нагрузку при реализации инфраструктурных проектов в сфере туризма примет на себя бизнес, который, в свою очередь, вправе рассчитывать на государственную поддержку (как организационно-методическую, так и финансовую). Преимущества данного подхода заключаются в необходимости минимизации нагрузки на региональный и местные бюджеты, а также в необходимости повышения экономической эффективности туристского сектора региона, что становится затруднительно в условиях государственного управления объектами сервиса.
К основным рискам реализации Программы отнесены следующие:
1) отсутствие финансирования мероприятий Программы из республиканского бюджета Республики Мордовия;
2) отсутствие инвесторов, имеющих заинтересованность в реализации частных инвестиционных проектов в сфере туризма на территории региона;
3) конкуренция в сфере туризма со стороны близлежащих регионов;
4) макроэкономические и геополитические риски, оказывающие значительное влияние на формирование спроса в сфере туризма.
К факторам, минимизирующим указанные риски, можно отнести следующие:
1) Программа включает в себя ряд первостепенных мероприятий (реализация которых рассчитана на 2014 - 2015 годы), не требующих значительных финансовых затрат, исполнение которых подразумевает значительный рост показателей развития отрасли. Дорогостоящие проекты, требующие к тому же значительных организационных затрат, могут быть реализованы в более поздний период исполнения Программы.
Помимо выделения средств республиканского бюджета Республики Мордовия при реализации Программы планируется привлечение средств внебюджетных источников в сумме 10657864 тыс. рублей.
Весомым вкладом в формирование механизмов государственно-частного партнерства без привлечения средств республиканского бюджета Республики Мордовия может стать формирование грамотной налоговой политики в отношении субъектов предпринимательства, а также механизм льготного предоставления земельных участков;
2) Программа предполагает организацию тесного сотрудничества исполнительных органов государственной власти с представителями туристского бизнеса региона, включает ряд мероприятий по внедрению механизмов стимулирования предпринимательской деятельности в сфере туризма (связанной не только с реализацией инфраструктурных, но также событийных проектов и развитием экскурсионной деятельности);
3) Программа предполагает выработку тесных механизмов сотрудничества с представителями туристских администраций регионов Поволжья, организацию "встречных" туристских потоков.
Значительное внимание в Программе уделяется мероприятиям, направленным на рекламно-информационную поддержку туристского комплекса Мордовии;
4) макроэкономические и геополитические риски слабо поддаются регулированию со стороны региональных исполнительных органов государственной власти, однако их стоит считать малозначительными, так как туристско-рекреационный комплекс Республики Мордовия ориентируется, прежде всего, на российских туристов, комплексный туристский продукт Мордовии не относится к категории премиального.

Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
ПРОГРАММЫ, СРОКИ И ЭТАПЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ,
ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ

Основополагающей целью Программы является создание в Республике Мордовия конкурентоспособного туристского комплекса, направленного на развитие внутреннего и въездного туризма, вносящего вклад в экономическое и социальное развитие региона.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
совершенствование системы мониторинга и управления туристской отраслью, развитие региональной нормативно-правовой базы в сфере туризма;
привлечение частных и бюджетных инвестиций в туристскую сферу и развитие материально-технической базы туризма с применением механизмов государственно-частного партнерства;
формирование туристско-рекреационного кластера "Саранск";
развитие приоритетных видов туризма с целью формирования конкурентоспособного регионального туристского продукта;
рекламно-информационное обеспечение развития туризма;
кадровое и научно-методическое обеспечение развития туризма.
Целевые индикаторы и показатели реализации Программы приведены в приложении 1 к Программе.
Цель, задачи, целевые индикаторы и показатели реализации Программы могут уточняться в установленном порядке.
Программа предполагает достижение основных целей развития внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия в течение 2013 - 2018 годов.
Заявленный срок реализации Программы является необходимым и достаточным для получения ощутимых общественно значимых результатов реализации мероприятий по развитию туристско-рекреационного комплекса региона.
Меньший срок реализации Программы не позволит в полной мере оценить полученный результат и эффективность принятых мер государственной поддержки для создания комфортной предпринимательской среды в регионе, позволяющей привлечь инвестиции для развития внутреннего и въездного туризма на основе государственно-частного партнерства.
Длительный срок реализации Программы вносит значительные сложности, связанные с неминуемым возрастанием неопределенности, и без того присутствующей благодаря специфике отрасли, плохо поддающейся прогнозированию, зависимой от внешних и слабо управляемых факторов.

Раздел 3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Перечень программных мероприятий с разбивкой по срокам исполнения, объемам и источникам финансирования, указанием ответственных исполнителей приведен в приложении 3 к Программе.
План подготовки и принятия необходимых нормативно-правовых актов приведен в приложении 4 к Программе.

Раздел 4. ОБОСНОВАНИЕ РЕСУРСНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Реализацию мероприятий Программы предполагается осуществлять за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия (2791181 тыс. рублей) и средств из внебюджетных источников (10657864 тыс. рублей). Также в ходе реализации мероприятий Программы планируется привлечение средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (на 2011 - 2018 годы)".
Объемы финансирования Программы с разбивкой по годам и источникам финансирования, в том числе объемы финансирования Программы с учетом прогнозируемых объемов привлечения средств федерального бюджета, приведены в приложении 2 к Программе.
Приведенные объемы финансирования Программы являются прогнозными и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании бюджетов всех уровней.

Раздел 5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство культуры и туризма Республики Мордовия.
Ответственными исполнителями Программы являются:
Министерство культуры и туризма Республики Мордовия;
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия;
Министерство информатизации и связи Республики Мордовия;
Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия;
Министерство образования Республики Мордовия;
Министерство печати и информации Республики Мордовия;
Министерство по национальной политике Республики Мордовия;
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия;
Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия;
Министерство спорта и физической культуры Республики Мордовия;
Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия;
Министерство торговли и предпринимательства Республики Мордовия;
Государственный комитет имущественных и земельных отношений Республики Мордовия;
Государственный комитет Республики Мордовия по транспорту.
В случае необходимости к реализации Программы могут привлекаться администрации муниципальных районов Республики Мордовия, иные заинтересованные организации в пределах их полномочий.
Управление и контроль за выполнением Программы осуществляются государственным заказчиком - координатором Программы в соответствии с разделом VII Порядка разработки и реализации республиканских целевых программ и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 августа 2006 г. № 384 "О разработке и реализации республиканских и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия".
Эффективная реализация Программы достигается путем создания адекватного механизма по ее управлению, предусматривающего:
формирование системы нормативных документов, определяющих порядок реализации Программы;
регулярную адаптацию положений и мероприятий Программы с учетом результатов мониторинга ее реализации;
предоставление ответственным исполнителям программных мероприятий необходимой и достаточной самостоятельности в процессе текущего управления реализацией Программы при одновременном осуществлении государственным заказчиком Программы оперативного контроля.
Подготовка системы программных мероприятий и их реализация осуществляются путем ежегодного выделения бюджетных средств на выполнение Программы Министерству культуры и туризма Республики Мордовия как государственному заказчику, главному распорядителю бюджетных средств и основному исполнителю Программы.
Министерство культуры и туризма Республики Мордовия разрабатывает и направляет в Министерство финансов Республики Мордовия сводную бюджетную заявку на финансирование мероприятий Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия на очередной финансовый год.
Министерство финансов Республики Мордовия на основании заявки Министерства культуры и туризма Республики Мордовия перечисляет средства республиканского бюджета Республики Мордовия, выделяемые в пределах утвержденной бюджетной росписи, на лицевой счет Министерства культуры и туризма Республики Мордовия.
Министерство культуры и туризма Республики Мордовия несет ответственность за целевое и эффективное использование средств, выделяемых на реализацию предусмотренных мероприятий.
Министерство культуры и туризма Республики Мордовия обеспечивает выполнение Программы и в случае необходимости определяет соисполнителей по профилю предусматриваемых мероприятий посредством заключения договоров.
Министерство культуры и туризма Республики Мордовия при необходимости может обращаться в установленном порядке в федеральные органы исполнительной власти, Правительство Республики Мордовия с ходатайством о предоставлении организациям, участвующим в реализации Программы, инвестиционных кредитов, целевых субсидий, а также с предложениями о других видах государственной поддержки.
С целью координации работ по реализации Программы отдельные вопросы выносятся на рассмотрение Координационного совета по вопросам туризма при Правительстве Республики Мордовия.
В течение всего периода реализации Программы Минкульттуризм Республики Мордовия осуществляет мониторинг реализации Программы.
Исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия, являющиеся разработчиками и исполнителями Программы, в установленные сроки направляют в Министерство культуры и туризма Республики Мордовия аналитическую информацию о выполнении мероприятий Программы и эффективности использования финансовых средств.
Министерство культуры и туризма Республики Мордовия в установленные сроки направляет в Министерство экономики Республики Мордовия обобщенную аналитическую информацию о выполнении мероприятий Программы и эффективности использования финансовых средств.
На основании данных мониторинга Министерство культуры и туризма Республики Мордовия проводит оценку эффективности механизмов реализации Программы, вносит уточнения в перечень и содержание мероприятий Программы, состав исполнителей Программы, уточняет показатели Программы, затраты на осуществление программных мероприятий с учетом выделяемых средств.
Министерство культуры и туризма Республики Мордовия осуществляет размещение текста Программы и отчетов о ее реализации в сети Интернет.
Министерство культуры и туризма Республики Мордовия, при необходимости, вносит в Министерство экономики Республики Мордовия предложения (с обоснованиями) о продлении срока реализации Программы.
Внесение изменений и дополнений, досрочное прекращение Программы осуществляются постановлением Правительства Республики Мордовия. Изменения в объемы финансирования Программы осуществляются постановлением Правительства Республики Мордовия с одновременным внесением изменений в республиканский бюджет Республики Мордовия на очередной финансовый год и плановый период.

Раздел 6. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Как следует из обозначенной цели Программы, важнейшим результатом ее реализации станет формирование конкурентоспособного туристского комплекса Республики Мордовия, способного вносить существенный вклад в экономическое и социальное развитие региона.
Главным экономическим эффектом станет рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от туристской деятельности и дополнительного развития сфер, связанных с туризмом, таких как транспорт, строительство, общественное питание, реклама, связь, страхование, сельское хозяйство, производство и реализация сувенирной продукции и прочих товаров народного потребления.
С увеличением популярности внутреннего туризма по отношению к выездному будет наблюдаться значительное снижение оттока капитала из региона. В свою очередь, развитие въездного туризма будет способствовать оседанию в республике личных средств жителей других регионов, посетивших Мордовию.
Помимо расходования средств республиканского и муниципальных бюджетов республики Программа предполагает привлечение дополнительных частных инвестиций, которые будут направлены на развитие инфраструктуры региона и увеличение валового регионального продукта.
Программа призвана стимулировать предпринимательскую деятельность, предполагает создание новых рабочих мест, в том числе в малых городах и сельской местности республики.
Социальная значимость Программы обусловлена характерными особенностями туризма как отрасли, направленной на удовлетворение широкого спектра потребностей населения в отдыхе, оздоровлении, развлечении, спорте, общении, образовании, культурном просвещении, в деловых, религиозных и иных связях.
Кроме того, Программа направлена на сохранение и развитие природного и культурно-исторического наследия Мордовии, искусства, на обеспечение правопорядка и безопасности, улучшение экологической обстановки.
В конечном счете, вышеперечисленные эффекты развития туризма окажут благоприятное влияние на качество жизни местного населения, укрепление их нравственного и физического здоровья, а также имиджа Мордовии не только как успешного туристского региона, но и как благополучной во всех отношениях республики.
В результате реализации Программы к 2018 году предполагается получить следующие результаты:
увеличение численности лиц, размещенных в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха, до 160 тыс. человек в год;
увеличение количества предоставленных гостиницами ночевок до 256 тыс. в год;
увеличение числа гостиниц до 35 единиц;
увеличение номерного фонда гостиниц до 3543 единиц;
увеличение числа лиц, обслуженных в санаторно-курортных организациях, организациях отдыха и на туристских базах, до 35,5 тыс. человек в год;
увеличение объема платных услуг в сфере культуры, туризма и отдыха до 2340 млн. рублей в год.
Оценка эффективности Программы проводится путем сопоставления целевых и фактических значений показателей результативности. Результаты оценки обеспечивают государственных заказчиков Программы информацией для принятия оперативных управленческих решений.
Методика оценки эффективности Программы приведена в приложении 5 к Программе.




Приложение 1
к Республиканской целевой программе
"Развитие внутреннего и въездного туризма
в Республике Мордовия (2013 - 2018 годы)"

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ

РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА
В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ (2013 - 2018 ГОДЫ)"


№ Показатель Единица 2011 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
п/п измерения год (оценка) (оценка) (прогноз) (прогноз) (прогноз) (прогноз) (прогноз)
(факт)

1. Численность тыс. чел. 93,4 100,9 108,9 117,7 127,1 137,2 148,2 160,0
лиц,
размещенных в
гостиницах,
санаторно-
курортных
организациях и
организациях
отдыха

2. Количество тыс. 149,6 161,5 174,5 188,4 203,5 219,7 237,3 256,3
предоставленных
гостиницами
ночевок за год

3. Число гостиниц ед. 28 30 30 31 32 32 35 35

4. Номерной фонд номеров 674 905 905 1064 1144 1184 3543 3543
гостиниц

5. Численность тыс. чел. 24,5 25,7 27,8 29,1 30,6 32,2 33,8 35,5
обслуженных в
санаторно-
курортных
организациях,
организациях
отдыха и на
туристских
базах

6. Объем платных млн. руб. 653 783 940 1128 1354 1624 1949 2340
услуг в сфере
культуры,
туризма и
отдыха





Приложение 2
к Республиканской целевой программе
"Развитие внутреннего и въездного туризма
в Республике Мордовия (2013 - 2018 годы)"

ОБЪЕМЫ

ФИНАНСИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА
В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ (2013 - 2018 ГОДЫ)"

Таблица 1 - Объемы финансирования Программы


Источники Объемы финансирования (тыс. рублей)
финансирования
2013 2014 2015 2016 2017 2018 всего
год год год год год год

Республиканский 0 596910 819055 723915 522441 128860 2791181
бюджет Республики
Мордовия

Внебюджетные 32710 2282500 2913500 2765000 1975154 689000 10657864
источники

Итого по Программе: 32710 2879410 3732555 3488915 2497595 817860 13449045


Таблица 2 - Объемы финансирования программы
с учетом прогнозируемых объемов привлечения средств
федерального бюджета


Источники Объемы финансирования (тыс. рублей)
финансирования
2013 2014 2015 2016 2017 2018 всего
год год год год год год

Республиканский 0 596910 819055 723915 522441 128860 2791181
бюджет Республики
Мордовия

Федеральный бюджет 0 570250 722375 685250 487788 166250 2631913

Внебюджетные 32710 1712250 2191125 2079750 1487366 522750 8025951
источники

Итого по Программе: 32710 2879410 3732555 3488915 2497595 817860 13449045





Приложение 3
к Республиканской целевой программе
"Развитие внутреннего и въездного туризма
в Республике Мордовия (2013 - 2018 годы)"

ПЕРЕЧЕНЬ

МЕРОПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА
В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ (2013 - 2018 ГОДЫ)"


№ п/п Мероприятия Сроки Исполнители Объемы финансирования (тыс. рублей) Источники
исполнения финансирования
всего 2013 2014 2015 2016 2017 2018
год год год год год год

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Раздел 1. Совершенствование системы мониторинга и управления туристской отраслью, развитие региональной нормативно-правовой
базы в сфере туризма

1. Оценка туристского 2013 год Министерство 6140 6140 внебюджетные
потенциала целевых программ источники
Республики Мордовия Республики Мордовия

2. Разработка 2013 год Министерство 6500 6500 внебюджетные
Стратегии развития целевых программ источники
туризма в Республики Мордовия
Республике Мордовия

3. Разработка плана 2013 год Министерство 5070 5070 внебюджетные
реализации целевых программ источники
Стратегии развития Республики Мордовия
туризма в
Республике Мордовия

4. Актуализация Закона 2013 - Минкультуры в пределах текущих ассигнований
Республики Мордовия 2018 годы Республики Мордовия
от 2 октября 2000
г. № 41-З "О
туризме в
Республике
Мордовия"

5. Формирование 2013 - Минкультуры в пределах текущих ассигнований
эффективной системы 2018 годы Республики
статистики туризма Мордовия,
(совершенствование Мордовиястат (по
системы показателей согласованию)
и индикаторов,
организация сбора и
анализа информации)

6. Разработка системы 2013 - Министерство в пределах текущих ассигнований
мер поддержки 2018 годы торговли и
малого и среднего предпринимательства
бизнеса, Республики
ориентированного на Мордовия,
развитие Минкультуры
внутреннего и Республики Мордовия
въездного туризма,
в том числе мер,
направленных на
создание
благоприятного
налогового климата
для данных
предприятий

7. Разработка программ 2013 - Минкультуры в пределах текущих ассигнований
сотрудничества с 2018 годы Республики
регионами Мордовия,
Российской Миннац Республики
Федерации и Мордовия совместно
зарубежными с заинтересованными
представительствами исполнительными
по вопросам органами
развития туризма государственной
власти Республики
Мордовия

------------------------------------------------------------------
--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в
виду приложение 4 к настоящей Программе, а не приложение 5.
------------------------------------------------------------------
8. Реализация Плана 2013 год Минкультуры в пределах текущих ассигнований
подготовки и Республики Мордовия
принятия
нормативно-правовых
актов, необходимых
для реализации
Республиканской
целевой программы
"Развитие
внутреннего и
въездного туризма в
Республике Мордовия
(2013 - 2014 годы)"
(приложение 5 к
Программе)

Итого по разделу: республиканский
бюджет
Республики
Мордовия
17710 17710 внебюджетные
источники

Раздел 2. Привлечение частных и бюджетных инвестиций в туристскую сферу и развитие материально-технической базы туризма с
применением механизмов государственно-частного партнерства

9. Создание и ведение 2013 - Минкультуры в пределах текущих ассигнований
пакета 2018 годы Республики
инвестиционных Мордовия,
предложений и Министерство
проектов развития торговли и
туристской предпринимательства
инфраструктуры Республики Мордовия
Республики
Мордовия, поиск
заинтересованных
инвесторов

10. Содействие в 2013 - Госкомимущество в пределах текущих ассигнований
урегулировании 2018 годы Республики
земельных отношений Мордовия,
в рамках реализации Минлесхоз
инвестиционных Республики
проектов в сфере Мордовия,
туризма Минсельхозпрод
Республики
Мордовия,
Минкультуры
Республики Мордовия

11. Субсидирование 2014 - Министерство 80000 8000 16000 16000 20000 20000 республиканский
субъектам малого и 2018 годы торговли и бюджет
среднего предпринимательства Республики
предпринимательства Республики Мордовия
части процентной Мордовия,
ставки по кредитам, Минкультуры
взятым в Республики Мордовия
коммерческих банках
на развитие
туристской
индустрии
Республики Мордовия

12. Формирование 2013 - Минкультуры в пределах текущих ассигнований
перечня 2016 годы Республики
инвестиционных Мордовия,
проектов (как Министерство
государственных, целевых программ
так и частных), Республики Мордовия
входящих в совместно с
туристско- заинтересованными
рекреационный исполнительными
кластер "Саранск" органами
государственной
власти Республики
Мордовия

13. Развитие туристской
инфраструктуры в
рамках единого
туристско-
рекреационного
кластера "Саранск",
в т.ч.:

13.1 подготовка
гостиничной
инфраструктуры к
проведению игр
Чемпионата мира по
футболу FIFA
ТМ
2018 :

13.1.1 строительство 2-й 2013 - Министерство 13500 1000 5000 5000 2500 республиканский
очереди отеля 2016 годы целевых программ бюджет
"Олимпия" уровня 4* Республики Республики
на 80 номеров Мордовия, Мордовия
Минстрой Республики 256500 19000 95000 95000 47500 внебюджетные
Мордовия источники

13.1.2 строительство 2-й 2013 - Министерство 15000 2500 5000 5000 2500 республиканский
очереди отеля 2016 годы целевых программ бюджет
"Саранск" уровня 4* Республики Республики
на 100 номеров Мордовия, Мордовия
Минстрой Республики 285000 47500 95000 95000 47500 внебюджетные
Мордовия источники

13.1.3 строительство 2015 - Минжилкомхоз 10000 5000 5000 республиканский
ресторанного 2016 годы Республики Мордовия бюджет
комплекса к отелю Республики
"Саранск" Мордовия
190000 95000 95000 внебюджетные
источники

13.1.4 строительство 2014 - Министерство 243302 60000 65000 75000 43302 республиканский
гостинично-жилого 2017 годы целевых программ бюджет
комплекса "ТАВЛА" Республики Республики
уровня 3/4* на 1056 Мордовия, Мордовия
номеров Минстрой Республики 4622738 1140000 1235000 1425000 822738 внебюджетные
Мордовия источники

13.1.5 строительство 2014 - Министерство 149654 50000 50000 30000 19654 республиканский
гостинично-жилого 2017 годы целевых программ бюджет
комплекса "ТАВЛА" Республики Республики
уровня 2* на 680 Мордовия, Мордовия
номеров Минстрой Республики 2843416 950000 950000 570000 373416 внебюджетные
Мордовия источники

13.1.6 строительство отеля 2014 - Министерство 151000 124000 27000 республиканский
"Технопарк" уровня 2015 годы целевых программ бюджет
2* на 20 номеров Республики Республики
Мордовия, Мордовия
Минстрой Республики
Мордовия

13.1.7 капитальный ремонт 2014-2016 Минздрав Республики 70000 29500 29500 11000 внебюджетные
санатория "Алатырь" годы Мордовия источники

13.2 развитие
транспортной
инфраструктуры к
проведению игр
Чемпионата мира по
футболу FIFA
ТМ
2018 :

13.2.1 строительство 2014 - Госкомтранс 175200 87600 87600 республиканский
терминала с 2015 годы Республики бюджет
пропускной Мордовия, Республики
способностью 1000 Минстрой Республики Мордовия
чел./час в Мордовия
аэропорту
г. Саранск

13.2.2 строительство 2014 - Госкомтранс 560000 187000 187000 186000 республиканский
вокзального 2016 годы Республики бюджет
комплекса в Мордовия, Республики
г. Рузаевка Минстрой Республики Мордовия
Мордовия

13.3 доработка 2013 год Министерство 15000 15000 внебюджетные
генерального плана целевых программ источники
застройки на Республики Мордовия
участке между
ул. Волгоградская и
автомобильной
дорогой на
с. Кочкурово (в
районе р. Тавла)
г. Саранска (во
втором микрорайоне)
с целью создания
центра туристского
притяжения

13.4 реализация иных 2014 - Минкультуры 110000 5000 20000 20000 30000 35000 республиканский
частных 2018 годы Республики Мордовия бюджет
инвестиционных Республики
проектов в сфере Мордовия
малого и среднего 2090000 95000 380000 380000 570000 665000 внебюджетные
предпринимательства источники
на условиях
конкурсного
софинансирования

Итого по разделу: 1507656 525100 467600 342000 117956 55000 республиканский
бюджет
Республики
Мордовия
10372654 15000 2281000 2879500 2671000 1861154 665000 внебюджетные
источники

Раздел 3. Развитие приоритетных видов туризма с целью формирования конкурентоспособного регионального туристского продукта

14. Развитие
событийного туризма
в Республике
Мордовия:

14.1 проведение 2014 - Министерство 25000 5000 5000 5000 5000 5000 республиканский
ежегодного 2018 годы целевых программ бюджет
международного Республики Мордовия Республики
фестиваля по Мордовия
топиарному
искусству

14.2 проведение 2014 - Минкультуры 9500 1500 1700 1900 2100 2300 республиканский
ежегодного 2018 годы Республики бюджет
международного Мордовия, Республики
фестиваля футбола Минспорт Республики Мордовия
Мордовия,
Министерство
целевых программ
Республики Мордовия

14.3 проведение 2014 - Минкультуры 7000 1000 1200 1400 1600 1800 республиканский
ежегодного 2018 годы Республики Мордовия бюджет
межрегионального Республики
фестиваля Мордовия
скульпторов -
мастеров по дереву

14.4 проведение 2014 - Минкультуры 6000 800 1000 1200 1400 1600 республиканский
ежегодного 2018 годы Республики Мордовия бюджет
межрегионального Республики
фестиваля, Мордовия
посвященного
Ф.Ф.Ушакову

14.5 разработка и 2014 - Минкультуры 31000 2000 6500 7000 7500 8000 республиканский
реализация плана 2018 годы Республики Мордовия бюджет
иных событийных совместно с Республики
проектов в сфере заинтересованными Мордовия
туризма исполнительными
органами
государственной
власти Республики
Мордовия

15. Развитие на
территории
Республики Мордовия
культурно-
исторического
туризма:

15.1 создание основного 2014 год Минкультуры 4000 3100 200 220 230 250 республиканский
пешеходного Республики Мордовия бюджет
туристского Республики
маршрута по Мордовия
г. Саранск "Красная
линия" с
организацией
визуальной системы
подробного
справочного и
навигационного
сопровождения по
данному маршруту

15.2 насыщение городской 2015 - Минкультуры 10500 3500 3500 3500 республиканский
среды населенных 2017 годы Республики Мордовия бюджет
пунктов Мордовии Республики
памятниками, иными Мордовия
малыми
архитектурными
формами в местах
сосредоточения
туристских потоков

15.3 вовлечение в 2014 - Минкультуры 18000 3000 5000 5000 5000 республиканский
туристский оборот 2017 годы Республики Мордовия бюджет
объектов культуры Республики
(музеев, театров и Мордовия
пр.) Республики
Мордовия:
модернизация
музейных
экспозиций,
разработка программ
приема,
тематических
мероприятий,
активизация
выставочной
деятельности и т.д.

15.4 создание в черте 2014 - Минстрой Республики 192000 12000 40000 60000 80000 республиканский
г. Саранска 2017 годы Мордовия, бюджет
тематического парка Минкультуры Республики
развлечений Республики Мордовия Мордовия
(формирование 140000 60000 80000 внебюджетные
инвестиционного источники
предложения,
урегулирование
земельных
отношений,
оформление
проектной
документации,
привлечение
заинтересованных
частных инвесторов,
строительные
работы)

16 Развитие на
территории
Республики Мордовия
центров этнического
туризма:

16.1 благоустройство, 2014 - Минстрой Республики 40000 2500 10000 12500 15000 республиканский
озеленение 2017 годы Мордовия, бюджет
окрестностей Минкультуры Республики
наиболее популярных Республики Мордовия Мордовия
туристских центров,
обеспечение
туристских центров
бесплатным доступом
к Wi-Fi,
реставрация
памятников истории
и культуры, иных
объектов показа,
находящихся в
республиканской и
муниципальной
собственности

16.2 реализация проекта 2014 - Минкультуры 4000 2000 500 500 500 500 республиканский
"Город мастеров", 2018 годы Республики бюджет
развитие народных Мордовия, Республики
промыслов Миннац Республики Мордовия
(разработка Мордовия
товарного знака
"Сделано мастерами
Мордовии" в
отношении
производимой в
республике
сувенирной
продукции,
содействие
распространению
продукции под
данным брендом, в
т.ч. ее реализация
посредством
Интернет-торговли,
продвижение в
торговые
предприятия за
пределами
республики)

16.3 возрождение 2014 - Минкультуры 200 200 республиканский
традиций 2018 годы Республики бюджет
национальной Мордовия, Республики
мордовской кухни Миннац Республики Мордовия
(содействие Мордовия
предприятиям
общественного
питания/торговли,
специализирующимся
на реализации
продуктов
национальной кухни;
формирование
сборника рецептов и
их рекомендация
предприятиям
общественного
питания)

17. Развитие на
территории
Республики Мордовия
центров
экологического и
сельского туризма:

17.1 благоустройство 2015 - Минстрой Республики 30000 10000 10000 10000 республиканский
рекреационных зон 2016 годы Мордовия, бюджет
(кемпингов, пляжей Минкультуры Республики
и пр.) Республики Мордовия Мордовия
30000 10000 10000 10000 внебюджетные
источники

17.2 организация 2014 - Минстрой Республики 22000 3000 4000 5000 5000 5000 республиканский
"зеленых стоянок" 2018 годы Мордовия, бюджет
для автотранспорта Минкультуры Республики
вдоль главных Республики Мордовия Мордовия
туристских
маршрутов

18. Создание и
обеспечение
эффективного
функционирования
объектов спортивно-
туристского
назначения:

18.1 проведение 2015 - Министерство 30000 7500 7500 7500 7500 республиканский
ежегодного форума 2018 годы целевых программ бюджет
The Football Республики Республики
Business Sammit Мордовия, Мордовия
Минспорт Республики 30000 7500 7500 7500 7500 внебюджетные
Мордовия источники

18.2 проведение 2015 - Министерство 60000 15000 15000 15000 15000 республиканский
ежегодного форума 2018 годы целевых программ бюджет
Soccerex Республики Республики
Мордовия, Мордовия
Минспорт Республики 60000 15000 15000 15000 15000 внебюджетные
Мордовия источники


18.3 проведение 2014 - Министерство 7500 1500 1500 1500 1500 1500 республиканский
ежегодного форума 2018 годы целевых программ бюджет
"Опыт стран в Республики Республики
мировых спортивных Мордовия, Мордовия
проектах" для Минспорт Республики 7500 1500 1500 1500 1500 1500 внебюджетные
городов- Мордовия источники
организаторов
Чемпионата мира по
ТМ
футболу FIFA 2018

18.4 строительство 2015 - Министерство 653800 218000 217900 217900 республиканский
тренировочного 2017 годы целевых программ бюджет
комплекса для Республики Республики
футбольных клубов Мордовия, Мордовия
Минспорт Республики
Мордовия

18.5 подготовка 2014 год Министерство 1500 1500 республиканский
Интернет-портала по целевых программ бюджет
услугам спортивного Республики Республики
туризма (booking- Мордовия, Мордовия
sport) Минспорт Республики
Мордовия

18.6 создание 2014 - Минспорт Республики 3350 600 650 650 700 750 республиканский
республиканского 2018 годы Мордовия совместно бюджет
туристского с Федерацией Республики
спортивно- спортивного туризма Мордовия
досугового Республики Мордовия
полигона,
спортивного центра
по скалолазанию,
прокатного фонда
туристского
снаряжения;
инициирование
создания новых
турклубов в районах
республики

18.7 организация учебно- 2014 - Минспорт Республики 1800 300 300 350 400 450 республиканский
тренировочной и 2018 годы Мордовия совместно бюджет
соревновательной с Федерацией Республики
деятельности по спортивного туризма Мордовия
спортивно- Республики Мордовия
оздоровительному
туризму, участие
команд Республики
Мордовия во
Всероссийских
чемпионатах и
первенствах

18.8 создание 2014 - Минспорт Республики 1043 198 200 210 215 220 республиканский
методических 2018 годы Мордовия совместно бюджет
рекомендаций для с Федерацией Республики
теоретической и спортивного туризма Мордовия
практической Республики Мордовия
подготовки
спортсменов,
создание и
тиражирование
спортивных и
туристских карт;
разработка и
издание
путеводителей,
буклетов по
спортивно-
туристским
маршрутам,
инициирование
информационных
поводов и
публикаций в
республиканских СМИ
о мероприятиях,
направленных на
формирование
здорового образа
жизни

18.9 проведение и 2014 - Минспорт Республики 757 142 150 150 155 160 республиканский
участие в 2018 годы Мордовия совместно бюджет
научно-практических с Федерацией Республики
семинарах для спортивного туризма Мордовия
инструкторов, Республики Мордовия
педагогов,
обучающихся,
родителей и
общественности;
подготовка и
переподготовка
туристских кадров

18.10 организация 2014 - Минспорт Республики 600 120 120 120 120 120 республиканский
экскурсий и 2018 годы Мордовия бюджет
досуговых программ Республики
на базе спортивных Мордовия
сооружений
Республики Мордовия
для жителей и
гостей региона

Итого по разделу: 1159550 40460 332020 356600 380320 50150 республиканский
бюджет
Республики
Мордовия
267500 1500 34000 94000 114000 24000 внебюджетные
источники

Раздел 4. Деятельность туристско-информационного центра

19. Создание 2014 - Минкультуры 14400 4000 2000 2400 2800 3200 республиканский
республиканского 2018 годы Республики бюджет РМ
туристско- Мордовия,
информационного Минстрой Республики
центра в форме Мордовия
государственного
учреждения
Республики
Мордовия;
поддержание его
функционирования

20. Приобретение 2014 год Минкультуры 4500 4500 республиканский
экскурсионного Республики Мордовия бюджет
автобуса Республики
Мордовия

21. Разработка единого 2014 год Минкультуры 150 150 республиканский
фирменного стиля Республики бюджет
для продвижения Мордовия, Республики
туристского Минпечати Мордовия
продукта Республики Республики Мордовия
Мордовия (логотипа,
брендовых цветов,
шрифтов,
графических
элементов и пр.) с
последующим
использованием при
разработке
рекламно-
информационных
материалов
(печатной
продукции,
справочных стендов,
Интернет-ресурса)

22. Создание бренд-бука 2014 - Минкультуры 9000 1200 1400 1600 1800 3000 республиканский
региона (каталогов, 2018 годы Республики бюджет
буклетов, Мордовия, Республики
путеводителей, Минпечати Мордовия
карт, Республики Мордовия
презентационных
открыток,
календарей, прочей
рекламно-
информационной,
имиджевой
продукции) на
русском и
английском языках

23. Информационное 2014 - Минкультуры в пределах текущих ассигнований
взаимодействие с 2018 годы Республики Мордовия
российскими и
зарубежными
туристско-
информационными
центрами (обмен
рекламно-
информационными
материалами на
взаимовыгодной
основе, организация
"встречных"
туристских потоков
и пр.)

24. Создание, 2014 - Минкультуры 4200 3000 300 300 300 300 республиканский
информационное 2018 годы Республики Мордовия бюджет
наполнение, Республики
продвижение и Мордовия
поддержка
официального
туристского сайта
Республики
Мордовия, в том
числе: создание на
базе официального
туристского сайта
автоматизированной
системы
бронирования
туристских услуг,
билетов; создание
на базе
официального
туристского сайта
электронного
путеводителя по
Республике
Мордовия; создание
адаптированной
версии официального
туристского сайта
для портативных
электронных
устройств;
внедрение
QR-программы;
перевод
официального
туристского сайта
Республики Мордовия
на английский язык

25. Установка 2016 - Минкультуры 6600 6000 300 300 республиканский
туристско- 2018 годы Республики бюджет
информационных Мордовия, Республики
терминалов в местах Минпечати Мордовия
сосредоточения Республики Мордовия
туристских потоков,
поддержание их
функционирования

26. Установка 2014 - Минстрой Республики 1125 300 600 45 60 120 республиканский
унифицированных 2018 годы Мордовия, бюджет
дорожных указателей Минкультуры Республики
на русском и Республики Мордовия Мордовия
английском языках,
указывающих
направление
движения к
объектам, имеющим
туристскую
привлекательность

27. Размещение 2014 - Минпечати 4500 500 700 900 1100 1300 республиканский
имиджевой 2018 годы Республики бюджет
информации о Мордовия, Республики
Республике Мордовия Минкультуры Мордовия
на наружных Республики Мордовия
носителях в
городах, имеющих
приоритетное
значение для
привлечения
туристов в
республику

28. Проведение 2014 - Минкультуры 4500 700 800 900 1000 1100 республиканский
презентационных 2018 годы Республики Мордовия бюджет
мероприятий Республики
туристского Мордовия
потенциала
Республики Мордовия
в регионах, имеющих
приоритетное
значение для
привлечения
туристов в
республику, с
привлечением
творческих
коллективов, а
также
представителей
туристского бизнеса

29. Проведение 2014 - Минкультуры 400 70 75 80 85 90 республиканский
ежегодного 2018 годы Республики бюджет
открытого конкурса Мордовия, Республики
туристских Минобразование Мордовия
материалов Республики
(фотографий, Мордовия,
рекламных статей, Минпечати
сувенирной Республики Мордовия
продукции, детских
рисунков и пр.),
приуроченного к
Всемирному дню
туризма, с
последующей
публикацией/
экспонированием
результатов

30. Размещение 2014 - Минкультуры 2500 500 500 500 500 500 республиканский
информации о 2018 годы Республики Мордовия бюджет
туристском Республики
потенциале Мордовия
Республики Мордовия
в
специализированных
туристских изданиях
и каталогах, а
также на
профессиональных
Интернет-ресурсах

31. Создание и 2014 - Минкультуры 5500 2500 3000 республиканский
трансляция на 2018 годы Республики бюджет
федеральных Мордовия, Республики
телеканалах Минпечати Мордовия
телепрограмм о Республики Мордовия
туризме в
Республике Мордовия

32. Создание цикловой 2014 - Минкультуры 10400 2000 2000 2100 2100 2200 республиканский
телепрограммы по 2018 годы Республики бюджет
туризму с выходом Мордовия, Республики
ее в эфир на одном Минпечати Мордовия
из местных Республики Мордовия
телеканалов
Республики
Мордовия,
размещением на
официальном
туристском сайте

33. Участие в 2014 - Минкультуры 21000 3800 4000 4200 4400 4600 республиканский
международных и 2018 годы Республики Мордовия бюджет
межрегиональных Республики
туристских Мордовия
выставках единым
региональным
стендом с
привлечением к
участию
максимального круга
представителей
туристской
индустрии
республики

34. Содействие 2014 - Минкультуры 2100 150 300 450 600 600 республиканский
проведению 2018 годы Республики Мордовия бюджет
рекламно- Республики
информационных Мордовия
туров по территории
Республики Мордовия
для представителей
СМИ, туристского
бизнеса, туристских
администраций
регионов
(предоставление
субсидий
юридическим лицам
на возмещение части
затрат в качестве
поощрения
разработки лучших
туристских
маршрутов и
программ)

35. Организация и 2014 - Минкультуры 1750 250 300 350 400 450 республиканский
проведение 2018 годы Республики бюджет
экскурсионных туров Мордовия, Республики
по Республике Минсоцзащиты Мордовия
Мордовия для детей- Республики
сирот, детей, Мордовия,
оставшихся без Минобразование
попечения родителей Республики Мордовия
(предоставление
субсидий на данные
цели юридическим
лицам в качестве
поощрения
разработки лучших
туристских
маршрутов и
программ для детей)

36. Разработка и 2015 - Мининформсвязи 3200 1200 500 500 500 500 республиканский
реализация проекта 2018 годы Республики бюджет
"Карта гостя Мордовия, Республики
Республики Минкультуры Мордовия
Мордовия" - Республики
предоставление Мордовия,
системы скидок при Министерство
пользовании торговли и
объектами предпринимательства
туристской Республики
индустрии, Мордовия,
общественным Госкомтранс
транспортом, Республики Мордовия
предприятиями
общественного
питания и пр. при
многодневном или
неоднократном
посещении
республики

37. Учреждение и 2014 - Министерство 22000 4000 4200 4400 4600 4800 республиканский
проведение 2018 годы торговли и бюджет
ежегодного предпринимательства Республики
республиканского Республики Мордовия
конкурса, Мордовия,
направленного на Минкультуры
стимулирование Республики
развития сферы Мордовия,
услуг Министерство
целевых программ
Республики Мордовия

Итого по разделу: 117825 28820 17675 24725 23545 23060 республиканский
бюджет
Республики
Мордовия
внебюджетные
источники

Раздел 5. Кадровое и научно-методическое обеспечение развития туризма

38. Проведение 2014 - Минобразование в пределах текущих ассигнований
ежегодной 2018 годы Республики Мордовия
региональной
олимпиады по
туризму и
краеведению среди
учащихся высших и
средних учебных
заведений

39. Проведение 2014 - Минкультуры в пределах текущих ассигнований
мониторинга 2018 годы Республики Мордовия
потребности
туристских
предприятий
Республики Мордовия
в квалифицированных
кадрах

40. Создание и ведение 2014 - Минкультуры в пределах текущих ассигнований
базы данных о 2018 годы Республики Мордовия
выпускниках учебных
заведений,
профессорско-
преподавательском
составе и других
специалистах сферы
туризма

41. Создание системы 2014 - Минкультуры в пределах текущих ассигнований
взаимодействия 2018 годы Республики Мордовия
предприятий сферы
туризма и учебных
заведений с целью
подготовки и
повышения
квалификации
туристских кадров
(в т.ч. участие
представителей
турбизнеса в
образовательной
деятельности
учебных заведений,
заключение
долгосрочных
соглашений между
учебными
заведениями и
предприятиями
туриндустрии о
создании баз
практики, о целевом
направлении на
учебу, о заказе на
выпускников учебных
заведений для
работы на
предприятиях)

42. Создание программ 2014 - Минкультуры 3200 2000 1200 республиканский
обучения, а также 2015 годы Республики бюджет
непрерывно Мордовия, Республики
функционирующего Минобразование Мордовия
учебного центра (на Республики
базе одного из Мордовия,
образовательных Министерство
учреждений) по целевых программ
обучению, Республики Мордовия
переподготовке и
повышению
квалификации
специалистов сферы
обслуживания

43. Разработка 2014 - Минкультуры в пределах текущих ассигнований
совместно со 2018 годы Республики Мордовия
специализированными
учреждениями и
организациями,
включая учебные
заведения,
перспективных
планов
фундаментальных и
прикладных
исследований в
сфере туризма;
проведение
исследовательских и
прикладных работ в
сфере туризма в
соответствии с
утверждаемыми
планами и
организация их
внедрения

44. Проведение 2014 - Минкультуры 1950 350 370 390 410 430 республиканский
ежегодной 2018 годы Республики Мордовия бюджет
научно-практической Республики
конференции по Мордовия
вопросам развития
внутреннего и
въездного туризма с
участием работников
туристской сферы,
представителей
органов власти,
администраций
муниципальных
образований,
российских и
зарубежных
экспертов,
студенческого и
профессорско-
преподавательского
состава; проведение
в рамках
конференции
открытых конкурсов
научно-
исследовательских и
инновационных работ
в сфере туризма

45. Участие 2014 - Минкультуры 1000 180 190 200 210 220 республиканский
представителей 2018 годы Республики Мордовия бюджет
туристской Республики
индустрии Мордовия
республики в
выездных
конференциях,
семинарах,
конкурсах, форумах
с целью обмена
опытом в области
развития
внутреннего и
въездного туризма

Итого по разделу: 6150 2530 1760 590 620 650 республиканский
бюджет
Республики
Мордовия
внебюджетные
источники

Итого по Программе: 2791181 596910 819055 723915 522441 128860 республиканский
бюджет
Республики
Мордовия
10657864 32710 2282500 2913500 2765000 1975154 689000 внебюджетные
источники





Приложение 4
к Республиканской целевой программе
"Развитие внутреннего и въездного туризма
в Республике Мордовия (2013 - 2018 годы)"

ПЛАН

ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ
АКТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО
ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ (2013 - 2018 ГОДЫ)"


№ Нормативно-правовой акт Срок принятия
п/п

1 2 3

1. Постановление Правительства Республики Мордовия IV квартал 2013 г.
"О Координационном совете по туризму при
Правительстве Республики Мордовия"

2. Постановление Правительства Республики Мордовия IV квартал 2013 г.
"Об утверждении Положения о создании туристско-
информационного центра Республики Мордовия"

3. Постановление Правительства Республики Мордовия IV квартал 2013 г.
"Об утверждении Порядка субсидирования субъектам
предпринимательства части процентной ставки по
кредитам, взятым в коммерческих банках на
развитие туристской индустрии Республики
Мордовия"

4. Постановление Правительства Республики Мордовия IV квартал 2013 г.
"Об утверждении Порядка субсидирования субъектам
предпринимательства части расходов, понесенных на
реализацию частных инвестиционных проектов в
сфере туризма"

5. Постановление Правительства Республики Мордовия IV квартал 2013 г.
"О создании туристско-рекреационного кластера
"Саранск"

6. Постановление Правительства Республики Мордовия IV квартал 2014 г.
"Об утверждении Положения об условиях
использования товарного знака "Сделано мастерами
Мордовии" (наряду с регистрацией товарного знака)

7. Приказ Минкультуры Республики Мордовия "Об IV квартал 2013 г.
утверждении перечня приоритетных фундаментальных
и прикладных исследований в сфере туризма"

8. Приказ Минкультуры Республики Мордовия "Об I квартал 2014 г.,
утверждении календаря туристских событий далее - ежегодно
Республики Мордовия"

9. Приказ Минкультуры Республики Мордовия "Об II квартал 2014 г.
утверждении Методики формирования перечня
объектов республиканской и муниципальной
собственности, подлежащих реконструкции и
благоустройству в рамках реализации
Республиканской целевой программы "Развитие
внутреннего и въездного туризма в Республике
Мордовия (2013 - 2018 годы)"

10. Приказ Минкультуры Республики Мордовия "О II квартал 2014 г.
добровольной паспортизации туристских маршрутов и
программ Республики Мордовия"

11. Приказ Минкультуры Республики Мордовия "Об II квартал 2014 г.,
утверждении Положения о проведении конкурса далее - ежегодно
"Лидер туристской индустрии Республики Мордовия"

12. Приказ Минкультуры Республики Мордовия "Об IV квартал 2014 г.
утверждении туристского кадастра Республики
Мордовия"

13. Приказ Минкультуры Республики Мордовия "Об IV квартал 2014 г.
утверждении Административного регламента по
предоставлению государственной услуги по
аккредитации организаций, осуществляющих
классификацию коллективных средств размещения,
горнолыжных трасс, пляжей"





Приложение 5
к Республиканской целевой программе
"Развитие внутреннего и въездного туризма
в Республике Мордовия (2013 - 2018 годы)"

МЕТОДИКА

ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА
В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ (2013 - 2018 ГОДЫ)"

1. Оценка эффективности реализации Программы ежегодно производится на основе системы целевых показателей и обеспечивает мониторинг изменений, произошедших за оцениваемый период, для уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий.
2. Основные показатели, характеризующие эффективность реализации Программы:
численность лиц, размещенных в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха;
количество предоставленных гостиницами ночевок;
число гостиниц;
номерной фонд гостиниц;
число лиц, обслуженных в санаторно-курортных организациях, организациях отдыха и на туристских базах;
объем платных услуг в сфере культуры, туризма и отдыха.
3. Оценка эффективности реализации Программы производится путем сравнения фактически достигнутых значений показателей с их целевыми значениями.
4. Интегральная оценка эффективности реализации Программы определяется на основе расчетов по следующей формуле:



Еn - эффективность реализации Программы (в процентах);
Тf - фактические значения индикаторов, достигнутые в ходе реализации Программы;
Тn - нормативные значения индикаторов;
№ - количество индикаторов Программы.


------------------------------------------------------------------