По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 22.01.2013 по делу N А39-3874/2012 <Требование о признании незаконным действия ответчика по определению выкупной цены земельного участка исходя из его кадастровой стоимости удовлетворено, поскольку истец как юридическое лицо, являющееся собственником объектов недвижимого имущества, расположенных на указанном земельном участке, до 01.07.2012 имел право на приобретение участка по льготной цене, определяемой из расчета семикратного размера ставки земельного налога за единицу площади участка>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 января 2013 г. по делу № А39-3874/2012

Резолютивная часть решения объявлена 16 января 2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено 22 января 2013 года.
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Полубояровой Г.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Б., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "ЭМ-ПЛАСТ", г. Саранск
к Администрации городского округа Саранск, г. Саранск
о признании незаконным действия, выраженного в письме № 4110 от 17.07.2012, в части определения выкупной цены земельного участка площадью 41081 кв. м, кадастровый номер <...>, расположенного по адресу: <...>, из расчета его кадастровой стоимости, сложившейся после 1 июля 2012 года, и
об обязании в десятидневный срок принять решение о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность (за плату) по цене, равной семикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; подготовить и направить в адрес общества проект договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка по цене, равной семикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка с предложением заключить соответствующий договор при участии в заседании:
от заявителя: Д. - представителя, доверенность от <...>,
Ф. - представителя, доверенность от <...>,
от ответчика: К. - заведующей отделом правовой защиты, доверенность постоянная № <...> от <...>,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ЭМ-ПЛАСТ" (далее - ООО "ЭМ-ПЛАСТ", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации городского округа Саранск (далее - администрация, ответчик) о признании незаконным действия, выраженного в письме № 4110 от 17.07.2012, в части определения выкупной цены земельного участка площадью 41081 кв. м, кадастровый номер <...>, расположенного по адресу: <...>, из расчета его кадастровой стоимости, сложившейся после 1 июля 2012 года и об обязании в десятидневный срок принять решение о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность (за плату) по цене, равной семикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; подготовить и направить в адрес общества проект договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка по цене, равной семикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка с предложением заключить соответствующий договор.
Заявление и дополнения к нему мотивированы тем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" продажа земельного участка должна быть осуществлена по цене, действующей по состоянию на 28.06.2012, то есть, на дату обращения общества в Администрацию ГО Саранск (письмо общества № 102 получено Администрацией 29.06.2012 вх. № <...>), равной семикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, которая действовала до 01.07.2012 и составляет 1128844 руб. 25 коп., а не по кадастровой стоимости, составляющей 10750897 руб. 70 коп.
В отзыве на заявление № 1066-ЮУ от 22.11.2012 Администрация просила в удовлетворении заявленных требований отказать, указав, что согласно статьям 422, 555 Гражданского кодекса Российской Федерации цена выкупа земельного участка должна определяться на момент заключения договора купли-продажи. Довод заявителя о том, что выкупная цена подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления, не основан на нормах материального права.
При рассмотрении дела установлено, что постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 30.12.2009 № 3137 ООО "ЭМ-ПЛАСТ" предоставлены в аренду сроком на 11 месяцев земельные участки по ул. 2-я Промышленная г. Саранска площадью 24911,0 кв. м с кадастровым номером <...> и площадью 41081,0 кв. м с кадастровым номером <...> для размещения зданий, строений, сооружений промышленности (цеха № 1 по изготовлению полиэтиленовых пакетов и стретч-пленки; цеха № 2 по наложению полиэтиленовой и поливинилхлоридной оболочки на алюминиевый, медный и стальной кабель; склада готовой продукции; мастерской по ремонту автомобилей).
Постановлением Главы Администрации ГО Саранск от 06.04.2010 № 821 в вышеуказанное постановление внесены изменения в части наименования объектов недвижимости, для размещения которых предоставлены вышеуказанные земельные участки, и утвержден акт о выборе земельного участка для размещения данных объектов по ул. 2-я Промышленная г. Саранска, утвержденный постановлением Главы Администрации ГО Саранск от 12.11.2009 № 2635.
27.04.2010 между ООО "ЭМ-ПЛАСТ" и Администрацией городского округа Саранск заключен договор аренды земельных участков № 12960, согласно условиям которого, обществу предоставлены в аренду земельные участки, относящиеся к землям населенным пунктам,
- земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 24911 кв. м,
- земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 41081 кв. м,
для размещения зданий, строений, сооружений промышленности (цехи № 1, № 2, № 3 по производству кабельной продукции, мастерская по ремонту автомобилей) по ул. 2-я Промышленная города Саранска. Срок действия договора установлен сторонами с 30.12.2009 по 30.11.2010.
Соглашениями к договору от 17.01.2011 и от 14.12.2011, заключенными на основании постановлений Главы Администрации ГО Саранск № 3415 от 10.12.2010 и № 2622 от 03.10.2011 срок договора продлевался до 30.10.2011 и до 30.10.2012 соответственно.
На основании разрешительной документации (разрешений на строительство № <...> от <...>, № <...> от <...>, № <...> от <...>) обществом на вышеуказанных земельных участках построены мастерская по ремонту автомобилей (разрешение на ввод в эксплуатацию № <...> от <...>), склад № 4, цех № 1 по производству кабельной продукции.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 07.03.2012 по делу № А39-4910/2011 (вступило в законную силу 09.04.2012) за ООО "ЭМ-ПЛАСТ" признано право собственности на здание цеха № 1 по производству кабельной продукции и здание склада № 4, расположенные по адресу: <...>.
Обществом зарегистрировано право собственности на указанные объекты недвижимости: мастерская по ремонту автомобилей, склад № 4, цех № 1 по производству кабельной продукции, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права серия <...> № <...> от <...>, серия <...> № <...> от <...>, серия <...> № <...> от <...>.
29.06.2012 ООО "ЭМ-ПЛАСТ" обратилось в Администрацию городского округа Саранск с заявлением № 102 от 28.06.2012 о приобретении в собственность земельного участка площадью 41081 кв. м для размещения сооружений промышленности по ул. 2-я Промышленная, 10А г. Саранска и расторжении договора аренды земельных участков от 27.04.2010 № 12960.
К заявлению был приложен пакет документов на земельный участок и объекты недвижимости, расположенные на данном участке.
В письме № 4110-Исх от 17.07.2012 Администрация городского округа Саранск предложила заявителю выкупить испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером: <...> (кадастровый паспорт земельного участка от <...> № <...>), по кадастровой стоимости, которая составляет 10750897 руб. 70 коп.
Таким образом, Администрация определила выкупную цену земельного участка для последующей продажи его заявителю, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, не предложив выкуп по льготной цене, действовавшей до 01.07.2012.
Посчитав данные действия в части определения выкупной цены земельного участка незаконными и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился с данным заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
При этом исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Материалами дела установлено, что ООО "ЭМ-ПЛАСТ" на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества: мастерская по ремонту автомобилей (общей площадью 674,9 кв. м), склад № 4 (общей площадью 1763,1 кв. м), цех № 1 по производству кабельной продукции (общей площадью 4690 кв. м), расположенные по адресу: Республика Мордовия. г. Саранск, Пролетарский район, ул. 2-я Промышленная, 10а (свидетельства о государственной регистрации права серия <...> № <...> от <...>, серия <...> № <...> от <...>, серия <...> № <...> от <...>).
Из содержания кадастрового паспорта земельного участка № <...> от <...> усматривается, что земельный участок общей площадью 41081 кв. м с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: г. Саранск, ул. 2-я Промышленная имеет разрешенное использование - для размещения зданий, строений, сооружений промышленности (цеха № 1 по изготовлению полиэтиленовых пакетов и стретч-пленки, цеха № 2 по наложению полиэтиленовой и поливинилхлоридной оболочки на алюминиевый, медный и стальной кабель, склада готовой продукции, мастерской по ремонту автомобилей); кадастровая стоимость составляет 10750897,70 руб.
постановление Главы Администрации г.о. Саранск № 821 "О внесении изменений в постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 12 ноября 2009 г. № 2635, от 30 декабря 2009 г. № 3137" издано 06.04.2010, а не 06.02.2010;
постановление Главы Администрации г.о. Саранск от 30.12.2009 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "ЭМ-ПЛАСТ" земельных участков в аренду для размещения зданий, строений, сооружений промышленности по ул. 2-я Промышленная г. Саранска" имеет номер 3137, а не 33137.
------------------------------------------------------------------
Учитывая, что постановлением Главы Администрации ГО Саранск от 06.02.2010 № 821 внесены изменения в постановление Главы Администрации ГО Саранск от 12.11.2009 № 2635, от 30.12.2009 № 33137 и заменены в пунктах 1, 2 слова "(цеха № 1 по изготовлению полиэтиленовых пакетов и стретч-пленки; цеха № 2 по наложению полиэтиленовой и поливинилхлоридной оболочки на алюминиевый, медный и стальной кабель; склада готовой продукции; мастерской по ремонту автомобилей) по ул. 2-я Промышленная г. Саранска" словами "(цехи № 1, № 2, № 3 по производству кабельной продукции, мастерская по ремонту автомобилей) по ул. 2-я Промышленная г. Саранска", то суд считает подтвержденным факт нахождения на земельном участке с кадастровым номером 13:23:1008011:80 площадью 41081 кв. м по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. 2-я Промышленная указанных объектов недвижимости, находящихся в собственности ООО "ЭМ-ПЛАСТ".
При указанных обстоятельствах ООО "ЭМ-ПЛАСТ" в силу пункта 1 статьи 36 ЗК РФ имеет исключительное право на приватизацию земельного участка, как собственник расположенных на нем объектов недвижимости.
Согласно пункту 2.2 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Согласно абзацу второму пункта 10 вышеуказанного Закона распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Как установлено материалами дела государственная собственность на земельный участок с кадастровым номером 13:23:1008011:80 не разграничена, он находится на территории городского округа Саранск, по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. 2-я Промышленная.
Соответственно, полномочия по распоряжению указанным земельным участком принадлежат Администрации городского округа Саранск.
Следовательно, обращение общества с заявкой на приватизацию находящегося на территории городского округа Саранск земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, к Администрации как уполномоченному органу является правомерным.
Порядок приобретения земельных участков юридическими лицами собственниками зданий, строений, сооружений определен положениями пунктов 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ, согласно которым для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительной орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
В соответствии с положениями пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности, исполнительный орган государственной власти осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 № "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, установлен Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 № 475 и включает в себя:
1. Копию документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.
2. Копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписку из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок.
3. Копию документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).
4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящееся на приобретаемом земельном участке, или:
4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и
4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
5. Выписку из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:
5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и
5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
6. Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровую выписку о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
7. Копию документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня.
8. Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Данный перечень является исчерпывающим и не предусматривает возможность истребовать иные документы для решения вопроса о предоставлении земельного участка.
Частью 4 статьи 28 Земельного кодекса предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением перечисленных в данной статье случаев.
Право на приобретение земельного участка в собственность возникает у заинтересованного лица с момента представления им в орган местного самоуправления всех необходимых документов (статьи 15, 36 ЗК РФ).
ООО "ЭМ-ПЛАСТ" к заявлению № 102 от 28.06.2012 о предоставлении земельного участка в собственность был приложен указанный пакет документов.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность предусмотрены в части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 28 Федерального закона № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", перечень которых является исчерпывающим.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ № 11 от 24.03.2005, усматривается, что согласно статье 2 Закона о введении в действие ЗК РФ при продаже в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений их стоимость определяется субъектом Российской Федерации, а если она не определена, применяется установленная минимальная ставка земельного налога.
Определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие ЗК РФ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В пункте 1 Закона Республики Мордовия от 12.03.2009 № 23-З "О регулировании земельных отношений на территории Республики Мордовия" установлена цена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельных участков при их продаже следующим категориям лиц:
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Пунктом 2 статьи 10 данного Закона предусмотрено, что цена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже лицам, не указанным в пункте 1 настоящей статьи и являющимся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на указанных земельных участках, устанавливается в размере семикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Согласно пункту 3 названной статьи (в ред. Законов РМ от 12.03.2010 № 10-З, от 28.02.2012 № 4-З, от 13.10.2012 № 73-З) установленная настоящей статьей цена земельных участков действует до 01.07.2012.
В связи с тем, что объекты недвижимости на испрашиваемом земельном участке отчуждены из муниципальной собственности, ООО "ЭМ-ПЛАСТ" относится к категории собственников, на которых распространяется льготный порядок определения цены выкупа земельного участка.
Министерство экономического развития РФ в письме № ОГ-Д23-2560 от 21.12.2011 указало, что лица, подавшие заявление о приобретении земельных участков по льготной цене в установленный законом срок, будут иметь право на его приобретение по цене, действовавшей на момент подачи заявления.
С учетом изложенного в рассматриваемом случае выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления о приобретении в собственность земельного участка с приложением необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исходя из того, что заявитель обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, 29.06.2012, то есть до 01.07.2012, суд пришел к выводу о том, что установление выкупной цены земельного участка площадью 41081 кв. м, кадастровый номер <...>, расположенного по адресу: г. Саранск, ул. 2-я Промышленная, из расчета кадастровой стоимости в размере 10750897 руб. 70 коп. в данном случае является неправомерным, противоречащим требованиям действующего законодательства.
В рассматриваемом случае расчет выкупной цены должен был произведен из расчета семикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Часть 5 указанной статьи возлагает обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Право граждан и юридических лиц на предоставление в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности закреплено в статье 36 Земельного кодекса РФ.
Действия Администрации в части определения выкупной цены земельного участка, расположенного по адресу: г. Саранск, ул. 2-Промышленная, из расчета его кадастровой стоимости нарушают права общества в предпринимательской деятельности, поскольку лишают его права на приобретение указанного земельного участка по льготной цене, предусмотренной частью 2 статьи 10 Закона РМ "О регулировании земельных отношений на территории Республики Мордовия", и приведен к необоснованным экономическим затратам.
При этом письмо № 4110 от 17.07.2012 вынесено полномочным органом - Администрацией городского округа Саранск, и подписано уполномоченным на это лицом - заместителем Главы администрации городского округа Саранск - директором Департамента перспективного развития Ц., действовавшим на основании раздела VIII "Распределения обязанностей между заместителями Главы Администрации городского округа Саранск и Руководителем Аппарата Администрации городского округа Саранск", утвержденного распоряжением Администрации № 196-р от 23.09.2011, и Административного регламента представления муниципальной услуги по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц Администрацией городского округа Саранск, утвержденного распоряжением Главы Администрации от 14.05.2009 № 66-р.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, представленные в дело доказательства, и дав им правовую оценку, арбитражный суд пришел к выводу о том, что оспариваемые заявителем действия Администрации городского округа Саранск, выраженные в письме № 4110 от 17.07.2012, не соответствуют Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральному закону № 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества", Закону Республики Мордовия от 12.03.2009 № 23-З "О регулировании земельных отношений на территории Республики Мордовия" и нарушают права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности.
При изложенных обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению, а оспариваемые заявителем действия Администрации (письмо № 4110 от 17.07.2012) в части определения выкупной цены земельного участка, признанию незаконными.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 № 11, в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет ему проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает этот орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
В силу пункта 1 статьи 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только сформированные земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Таким образом, суд при удовлетворении требований о признании решений и действий (бездействия) исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления об отказе в заключении договора купли-продажи земельных участков незаконными с указанием на устранение нарушения путем обязания направить проект договора купли-продажи земельного участка, указывает объект договора - идентифицированный земельный участок с указанием его местонахождения, кадастрового номера и площади земельного участка.
Из положений статей 15, 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что право на приобретение земельного участка в собственность возникает у заинтересованного лица с момента представления им в орган исполнительной власти всех необходимых документов.
Судом установлено, что датой представления обществом в администрацию всех необходимых документов следует считать 29.06.2012.
Поскольку месячный срок для решения вопроса о предоставлении заявителю спорного земельного участка в собственность, установленный требованиями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, с момента подачи заявления и до вынесения Администрацией ГО Саранск письма № 4110-исх от 17.07.2012 не истек, то суд считает необходимым в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в целях устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя обязать Администрацию городского округа Саранск, в пятнадцатидневный срок с момента вступления данного решения в законную силу принять решение о предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "ЭМ-ПЛАСТ" земельный участок площадью 41081 кв. м, кадастровый номер <...>, расположенный по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. 2-Промышленная, по цене семикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка и направить в его адрес проект договора купли-продажи указанного земельного участка с предложением о его заключении.
Трехмесячный срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на оспаривание действий администрации, допущенных 17.07.2012, обществом не пропущен (заявитель обратился в арбитражный суд 27.09.2012).
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
По правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Возможность освобождения государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов другой стороне в случае, если решение принято не в их пользу, законодательством не предусмотрена.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Так как государственная пошлина в сумме 2000 руб. была уплачена ООО "ЭМ-ПЛАСТ" в федеральный бюджет при подаче заявления в арбитражный суд (платежное поручение № 3281 от 27.09.2012), расходы общества по ее уплате подлежат отнесению на ответчика и взысканию в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Признать незаконными действия Администрации городского округа Саранск, выразившиеся в письме № 4110 от 17.07.2012, направленном обществу с ограниченной ответственностью "ЭМ-ПЛАСТ", в части определения выкупной цены земельного участка площадью 41081 кв. м, кадастровый номер <...>, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. 2-Промышленная, из расчета его кадастровой стоимости, сложившейся после 1 июля 2012 года, как не соответствующие Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Федеральному закону № 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества", Закону Республики Мордовия от 12.03.2009 № 23-З "О регулировании земельных отношений на территории Республики Мордовия".
Обязать Администрацию городского округа Саранск в пятнадцатидневный срок с момента вступления данного решения в законную силу принять решение о предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "ЭМ-ПЛАСТ" земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 41081 кв. м, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. 2-Промышленная, по цене семикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, и направить в его адрес проект договора купли-продажи указанного земельного участка с предложением о его заключении.
2. Взыскать с Администрации городского округа Саранск, г. Саранск (ОГРН <...>, ИНН <...>, внесено в ЕГРЮЛ <...> ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска) в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЭМ-ПЛАСТ", г. Саранск (ОГРН <...>, ИНН <...>, внесено в ЕГРЮЛ <...> Межрайонной ИФНС России № 1 по РМ) расходы по государственной пошлине в сумме 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья
Г.В.ПОЛУБОЯРОВА


------------------------------------------------------------------