По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 08.02.2013 по делу N А39-3925/2012 <Требование заявителя о признании недействительным решения налогового органа об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых документов, обязании осуществить государственную регистрацию юридического лица в связи с его ликвидацией и внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ удовлетворены, так как оспариваемое решение не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы юридического лица, поскольку препятствует его ликвидации в добровольном порядке>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 февраля 2013 г. по делу № А39-3925/2012

Резолютивная часть решения объявлена 01 февраля 2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено 08 февраля 2013 года.
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Савочкина В.Н, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Х.М.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Упакснаб", г. Саранск о признании недействительным решения б/н Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Мордовия об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов от 17 сентября 2012 года, принятого в отношении ООО "Упакснаб" и об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Мордовия осуществить государственную регистрацию юридического лица ООО "Упакснаб" в связи с его ликвидацией и внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ,
при участии:
от заявителя: Ч.Е., ликвидатора, предъявлен паспорт,
от ответчика: И.О., специалиста 1 разряда правового отдела, доверенность 04-15/000181 от 13.01.2012; К.А., начальника
правового отдела, доверенность № 04-15/007139 от 28.08.2012,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Упакснаб" (далее по тексту также - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке части 1 статьи 49 АПК РФ, о признании недействительным решения б/н Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Мордовия (далее по тексту также - Инспекция, регистрирующий орган) об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае не представления определенных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов от 17 сентября 2012 года, принятого в отношении ООО "Упакснаб" и об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Мордовия осуществить государственную регистрацию юридического лица ООО "Упакснаб" в связи с его ликвидацией и внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Мордовия в отзыве и дополнении к нему заявленные требования отклонила, сославшись на то, что оспариваемое решение вынесено в полном соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
При рассмотрении дела установлено, что единственным участником общества с ограниченной ответственностью "Упакснаб" Х.Д. 02.05.2012 было принято решение № 3 о ликвидации Общества и назначении его ликвидатором Ч.Е., которой поручено осуществить действия, связанные с ликвидацией Общества.
12.05.2012 Межрайонной инспекцией ФНС России № 1 по Республике Мордовия в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица (ООО "Упакснаб") за государственным регистрационным номером <...>, о чем выдано свидетельство серии <...>.
12.05.2012 Межрайонной инспекцией ФНС России № 1 по Республике Мордовия в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о формировании ликвидационной комиссии юридического лица (ООО "Упакснаб"), назначении ликвидатора за государственным регистрационным номером <...>, о чем выдано свидетельство серии <...>. 23.05.2012 сообщение о ликвидации ООО "Упакснаб" опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" № 20 (378), где в частности было указано, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования настоящего сообщения.
Решением единственного участника ООО "Упакснаб" № 4 от 08.08.2012 утвержден промежуточный ликвидационный баланс Общества.
29.08.2012 Межрайонной инспекцией ФНС России № 1 по Республике Мордовия в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица (ООО "Упакснаб") за государственным регистрационным номером <...>, о чем выдано свидетельство серии <...>.
Решением единственного участника ООО "Упакснаб" № 5 от 06.09.2012 утвержден ликвидационный баланс Общества.
10.09.2012 ООО "Упакснаб" обратилось в Межрайонную Инспекцию ФНС России № 1 по Республике Мордовия с заявлением по форме Р 16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников).
Рассмотрев указанное заявление, заместитель начальника Инспекции 17.09.2012 в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" принял решение об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица. В данном решении Инспекцией указано, что ликвидационный баланс считается не представленным, т.к. содержит недостоверные сведения, поскольку у ООО "Упакснаб" имеется непогашенная задолженность перед бюджетом по уплате налогов, пеней, штрафов, образовавшаяся до принятия Обществом решения о ликвидации и выявленная при проведении выездной налоговой проверки.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Упакснаб" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В пунктах 1, 2 статьи 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Кодексом, другими законами.
Согласно статье 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
В статье 64 ГК РФ предусмотрен порядок удовлетворения требований кредиторов, согласно которому требования налогового органа, как кредитора, об уплате обязательных платежей в бюджет удовлетворяются в порядке общей очередности посредством включения в общий список требований.
В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица (пункт 4 статьи 64 ГК РФ).
Порядок добровольной ликвидации юридических лиц, предусмотренный ГК РФ Обществом полностью соблюден.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возложена на орган его принявший.
Инспекция не представила доказательств, свидетельствующих о принятии мер на основании статьи 64 ГК РФ по погашению кредиторской задолженности и обращения в суд за принудительным взысканием данной задолженности в судебном порядке.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц, регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ).
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
В силу части 2 статьи 23 Закона № 129-ФЗ решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 указанной статьи.
В соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается, в том числе, в случае непредставления определенных настоящим федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации при ликвидации юридического лица предусмотрен статьей 21 Закона № 129-ФЗ, а порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица предусмотрен статьей 22 Закона № 129-ФЗ, часть 4 которой содержит отсылочную норму к статье 9 этого же закона.
Часть 4 статьи 9 Закона № 129-ФЗ говорит о том, что регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных указанным законом, а часть 4.1 этой же статьи уточняет, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом.
Таким образом, Закон № 129-ФЗ, устанавливая заявительный характер регистрации, в том числе и при ликвидации юридических лиц, определяет порядок такой регистрации, перечень документов, представляемых на регистрацию и основания для отказа в регистрации.
При этом Федеральный закон № 129-ФЗ не возлагает на регистрирующий орган обязанность осуществлять проверку представленных на регистрацию документов на предмет их достоверности, в том числе достоверности данных промежуточного и ликвидационного балансов и данных о наличии (отсутствии) у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности, за исключением соответствия этих документов по форме и содержанию требованиям нормативных актов.
В данном случае Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, представив все необходимые документы, в том числе ликвидационный баланс.
Представленный Обществом ликвидационный баланс соответствует требованиям действующего законодательства, хотя действительно не содержит данных о задолженности перед бюджетом, выявленной Инспекцией по результатам выездной налоговой проверки на общую сумму 1198949 руб.
Иных оснований для отказа в государственной регистрации Общества в связи с его ликвидацией налоговым органом не выявлено.
Инспекция не оформила имеющуюся, по ее мнению, у налогоплательщика задолженность как требование кредитора в порядке, предусмотренном статьями 63 и 64 ГК РФ.
После публикации в Вестнике государственной регистрации сообщения о ликвидации Общества и назначения ликвидатора Общества, Инспекция в порядке статьи 64 ГК РФ с иском к ликвидатору Общества о взыскании задолженности перед бюджетом не обращалась.
Не реализовав свое право на предъявление к Обществу требований о погашении кредиторской задолженности в установленном законом порядке, налоговый орган не вправе осуществлять его при государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица.
Суд соглашается с доводами Инспекции о том, что действительной может быть признана регистрация при ликвидации юридического лица, произведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Закона № 129-ФЗ, но и произведенная на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений, в том числе вносимых в ЕГРЮЛ.
В соответствии со статьей 4 Закона № 129-ФЗ, а также статей 13, 14 Федерального закона № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее Закон № 149-ФЗ) единый государственный реестр юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) является федеральным информационным ресурсом, представляющим из себя информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе.
Статья 3 указанного закона закрепляет в качестве одного из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации принцип достоверности информации.
Соответственно, суд соглашается с доводами Инспекции о том, что представление для регистрации при ликвидации юридического лица пакета документов, в том числе, ликвидационного баланса, не отвечающего критерию достоверности, может быть расценено как непредставление соответствующего документа, что является основанием для отказа в регистрации при ликвидации юридического лица.
Вместе с тем, суд полагает, что Инспекцией не доказано, что сведения, содержащиеся в представленном ООО "Упакснаб" ликвидационном балансе, являются недостоверными, исходя из следующего.
Инспекция не подтвердила документально наличие у Общества задолженности по налогам, начисленным по результатам выездной налоговой проверки, к моменту принятия решения об отказе в регистрации при ликвидации Общества, т.е. по состоянию на 17.09.2012.
Решение № 22 о проведении выездной налоговой проверки ООО "Упакснаб" принято заместителем начальника Инспекции 11.05.2012.
Акт <...> от 24.08.2012 по результатам выездной налоговой проверки в отношении ООО "Упакснаб" составлен сотрудниками Инспекции 24.08.2012 и вручен ликвидатору Общества Ч.Е. 13.09.2012, т.е. после сдачи ликвидационного баланса Общества в Инспекцию (10.09.2012).
Суд полагает, что доказательством наличия у Общества задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды может являться установленная и документально подтвержденная недоимка по налогам, сборам и другим обязательным платежам. Факт наличия подобной недоимки должен быть зафиксирован в соответствующем решении налогового органа, которое в соответствии с требованиями пункта 9 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.
Решение № 12-37/45 о привлечении ООО "Упакснаб" к ответственности за совершение налогового правонарушения принято заместителем начальника Инспекции лишь 12.10.2012, т.е. по истечении 24-х дней со дня вынесения оспариваемого решения.
Решением № 12-37/45 от 12.10.2012 ООО "Упакснаб" привлечено Инспекцией к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 и пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде взыскания штрафных санкций в общей сумме 450713 руб., начислены пени за несвоевременную уплату налогов в общей сумме 52670 руб., а также Обществу предложено уплатить недоимку по НДС и налогу на прибыль в общей сумме 695566 руб. Указанные суммы обоснованно не включены Обществом в ликвидационный баланс на момент сдачи его в регистрирующий орган, т.е. по состоянию на 10.09.2012.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изложенные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что оспариваемое решение Инспекции не соответствует Гражданскому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и нарушает права и законные интересы ООО "Упакснаб", поскольку препятствует ликвидации Общества в добровольном порядке.
С учетом изложенного заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме, а именно подлежит признанию недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Мордовия без номера от 17.09.2012 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью "Упакснаб" в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников).
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в целях устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Мордовия в десятидневный срок с момента вступления данного решения в законную силу осуществить государственную регистрацию юридического лица ООО "Упакснаб" в связи с его ликвидацией и внести соответствующую запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. подлежат отнесению на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Мордовия.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Упакснаб" требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Мордовия без номера от 17.09.2012 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью "Упакснаб" в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников).
Оспариваемое решение проверено на его соответствие Гражданскому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Мордовия в десятидневный срок с момента вступления данного решения в законную силу осуществить государственную регистрацию юридического лица ООО "Упакснаб" в связи с его ликвидацией и внести соответствующую запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Мордовия, г. Саранск, ОГРН 1041318007598, ИНН 1327155572, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 20.12.2004 в пользу общества с ограниченной ответственностью "Упакснаб", г. Саранск, ОГРН 1091327001259, ИНН 1327008881, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 18.09.2009, расходы по государственной пошлине в сумме 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья
В.Н.САВОЧКИН


------------------------------------------------------------------