По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 08.02.2013 по делу N А39-4508/2012 <Требования о признании незаконным действия, выраженного в непредоставлении в собственность земельного участка по льготной выкупной цене, обязании принятия решения о предоставлении истцу указанного земельного участка в собственность и направления проекта договора о его купле-продаже удовлетворено, поскольку истец имеет исключительное право на приватизацию земельного участка как собственник расположенных на нем объектов недвижимости и право на приобретение земельного участка по льготной выкупной цене, поскольку обратился за реализацией этого права до 01.07.2012>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 февраля 2013 г. по делу № А39-4508/2012

Резолютивная часть решения объявлена 05 февраля 2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено 08 февраля 2013 года.
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Полубояровой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Б.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком", г. Санкт-Петербург к Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, с. Лямбирь Республики Мордовия о признании недействительным действия, выраженного в письме № 01-24-12/3006 от 29.08.2012, в не предоставлении в собственность земельного участка по льготной выкупной цене в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 2253 кв. м, расположенного по адресу: <...>, и об обязании принять решение о представлении обществу указанного земельного участка в собственность и направить проект договора купли-продажи данного земельного участка на условии льготной выкупной цены 2,5% кадастровой стоимости указанного земельного участка в сумме 6101 руб. 24 коп. с предложением о его заключении
при участии:
от заявителя: Е.И. - представителя, доверенность № 3 от 13.03.2011; Д.В. - представителя, доверенность № 37 от 29.03.2011, от ответчика: М.Р. - юрисконсульта, доверенность постоянная № 4 от 23.01.2012,

установил:

Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - ОАО "Ростелеком", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (далее - Администрация, ответчик) о признании недействительным действия, выраженного в письме № 01-24-12/3006 от 29.08.2012, в не предоставлении в собственность земельного участка по льготной выкупной цене в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 2253 кв. м, расположенного по адресу: <...>, и об обязании принять решение о представлении обществу указанного земельного участка в собственность и направить проект договора купли-продажи данного земельного участка на условии льготной выкупной цены 2,5% кадастровой стоимости указанного земельного участка в сумме 6101 руб. 24 коп. с предложением о его заключении.
Заявление и дополнения к нему мотивированы тем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" по заявлению общества № 02-01/1335 от 26.06.2012 в Администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (получено Администрацией 27.06.2012) о предоставлении земельного участка в собственность, продажа земельного участка должна быть осуществлена по цене равной 2,5 процентов кадастровой стоимости земельного участка.
В отзыве на заявление Администрация просила в удовлетворении заявленных требований отказать, указав, что ОАО "Ростелеком" обратилось в Администрацию района с заявлением о выкупе земельного участка 10.08.2012, поэтому оснований для заключения договора купли-продажи спорного земельного участка на условиях льготной выкупной цены (действовала до 01.07.2012) у общества не имелось.
При рассмотрении дела установлено, что постановлением Главы Атемарского сельсовета Лямбирского района № 42 от 28.09.1997 Лямбирскому узлу связи выделен в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 1900 кв. м для размещения производственных строений Атемарского ЛТУ по адресу: <...>.
17.10.1997 между Лямбирским районным узлом связи ОАО "Связьинформ" и Атемарским сельсоветом заключен договор аренды данного земельного участка № 46, согласно условиям которого обществу предоставлен в аренду земельный участок площадью 1900 кв. м, расположенный по адресу: <...>.
На вышеуказанном земельном участке расположен объект недвижимого имущества - АТС, назначение - нежилое, 1-этажный, общая площадь 429,1 кв. м, адрес объекта: <...>.
На основании договора о присоединении № 149-01 от 23.10.2001 проведена реорганизация в виде присоединения ОАО "Связьинформ" (Присоединяемое общество) к открытому акционерному обществу "Нижегородсвязьинформ" (Основное общество), которое в дальнейшем было присоединено к ОАО "ВолгаТелеком".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серия <...> от 16.10.2009 вышеуказанный объект недвижимого имущества передан в собственность ОАО "ВолгаТелеком" на основании плана
приватизации Государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ" (преобразовано в акционерное общество открытого типа "Связьинформ"), утвержденного приказом Государственного комитета Республики Мордовия по управлению государственным имуществом от 06.06.1994 № 88-ПР.
В силу договора присоединения от 21.05.2010 ОАО "ВолгаТелеком" присоединено к открытому акционерному обществу междугородной и международной электрической связи "Ростелеком".
Таким образом, ОАО "Ростелеком" является правопреемником ОАО "Связьинформ" (юридическое лицо, которому представлен в аренду истребуемый земельный участок) и ОАО "ВолгаТелеком" (юридическое лицо, указанное в Едином государственном реестре прав в качестве собственника объекта недвижимости, находящегося на истребуемом земельном участке).
Земельный участок, на котором находится здание АТС, был сформирован, поставлен на кадастровый учет с присвоением номера в государственном кадастре недвижимости 20.11.2006.
Как следует из Выписки из государственного кадастра недвижимости (кадастровый паспорт земельного участка) от 03.10.2011 № 1300/201/11-76424 данный земельный участок имеет кадастровый номер <...>, площадь - 2253 +/-16 кв. м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <...>.
В кадастровом паспорте земельного участка имеются сведения об обременении всей площади участка правом аренды ОАО "ВолгаТелеком".
26.06.2012 ОАО "Ростелеком" (правопреемник ОАО "ВолгаТелеком") обратилось в Администрацию Лямбирского муниципального района с заявлением о приобретении в собственность земельного участка площадью 2253 кв. м с кадастровым номером <...>, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий ОАО "Ростелеком" на праве собственности (заявление получено Администрацией 27.06.2012). К указанному заявлению была приложена заявка на приватизацию земельного участка.
Письмом от 27.07.2012 № 01-24-12/2650 Администрация Лямбирского муниципального района отказала обществу в удовлетворении заявления, указав на необходимость расторжения действующего договора аренды данного земельного участка, и предложила повторно обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.
29.06.2012 Администрация Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района и ОАО "Ростелеком" заключили соглашение о расторжении договора аренды земельного участка от 17.10.1997 № 46 в отношении земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 2253 кв. м, расположенного по адресу: <...>.
29.06.2012 Главой Администрации Атемарского сельского поселения принято постановление № 52а о расторжении договора аренды <...> от 17.10.1997. Указанный земельный участок был передан ОАО "Ростелеком" Администрации Атемарского сельского поселения по акту приема - передачи земельного участка от 29.06.2012.
После совершения рекомендуемой Администрацией процедуры расторжения договора, <...> дополнительно направило в Администрацию Лямбирского муниципального района заявление № 02-01/1711 (на исх. № 01-24-12/2650 от 27.07.2012) с просьбой рассмотреть ранее поступившее заявление общества о выкупе земельного участка. В приложении к заявлению, кроме иных документов, указаны реквизиты первоначального письма № 02-01/1335 от 26.06.2012, с которым общество обращалось для предоставления в собственность земельного участка.
В ответе на данное письмо № 01-24-12/3006 от 29.08.2012 Администрация указала, что заявление общества подлежит удовлетворению в случае согласия на выкуп земельного участка по кадастровой стоимости (244044,96 руб.)
Таким образом, Администрация определила выкупную цену земельного участка для последующей продажи его заявителю исходя из кадастровой стоимости земельного участка, не предложив выкуп по льготной цене, действовавшей до 01.07.2012.
Посчитав действия Администрации в части отказа в предоставлении в собственность земельного участка по льготной выкупной цене в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка незаконными, нарушающими права и законные интересы общества, ОАО "Ростелеком" обратилось с данным заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд находит требования заявителя подлежащим удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - ЗК РФ), права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
При этом исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Судом установлено, что ОАО "Ростелеком" на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества: АТС (общей площадью 429,1 кв. м), расположенный по адресу: <...>.
В свидетельстве о государственной регистрации права серия <...> от 16.10.2009 в качестве собственника АТС значится ОАО "ВолгаТелеком".
Между тем, материалами дела подтверждено, что в установленном гражданским законодательством порядке была осуществлена реорганизация ОАО "ВолгаТелеком", его права и обязанности по правилам универсального правопреемства перешли к ОАО "Ростелеком".
Договором о присоединении от 21.05.2010 стороны обязались осуществить реорганизацию в форме присоединения ОАО "ВолгаТелеком" к ОАО "Ростелеком", в результате чего деятельность присоединяемого юридического лица прекратилась. При этом на основании пункта 6.1 договора с даты присоединения ОАО "Ростелеком" становится правопреемником присоединяемого юридического лица по всем его правам и обязанностям независимо от того, были ли они отражены в его передаточном акте.
Согласно передаточному акту, утвержденному 22.06.2010 общим собранием акционеров, ОАО "ВолгаТелеком" передало, а ОАО "Ростелеком" приняло все имущество, права и обязательства присоединяемого общества в порядке универсального правопреемства при реорганизации путем присоединения к ОАО "Ростелеком".
ОАО "ВолгаТелеком" прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения (свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия <...> от 01.04.2011).
Из содержания кадастрового паспорта земельного участка № 1300/201/11--76424 от 03.10.2011 усматривается, что земельный участок общей площадью 244044,96 кв. м с кадастровым номером <...>, имеет разрешенное использование - для эксплуатации производственных помещений.
Ответчик не оспаривает факт нахождения на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего заявителю. Администрация не признает наличие у общества права на приобретение данного земельного участка по льготной цене.
Таким образом, учитывая позицию ответчика и имеющиеся в деле доказательства, суд считает подтвержденным факт нахождения на земельном участке с кадастровым номером <...> площадью 2253 +/-16 кв. м по адресу: <...>, указанного объекта недвижимости, находящегося в собственности ОАО "Ростелеком".
При указанных обстоятельствах ОАО "Ростелеком" в силу пункта 1 статьи 36 ЗК РФ имеет исключительное право на приватизацию земельного участка, как собственник расположенных на нем объектов недвижимости.
Согласно пункту 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.01.2010 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 137-ФЗ), собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса РФ.
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими (пункт 10 статьи 3 Закона № 137-ФЗ).
Согласно абзацу второму пункта 10 указанного Закона № 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Как установлено материалами дела государственная собственность на земельный участок с кадастровым номером <...> не разграничена, он находится на территории Лямбирского района по адресу: <...>.
Соответственно, полномочия по распоряжению указанным земельным участком принадлежат Администрации Лямбирского муниципального района.
Следовательно, обращение общества с заявкой на приватизацию находящегося на территории Лямбирского муниципального района земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, к Администрации как уполномоченному органу является правомерным.
Порядок приобретения земельных участков юридическими лицами собственниками зданий, строений, сооружений определен положениями пунктов 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ, согласно которым для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительной орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
В соответствии с положениями пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности, исполнительный орган государственной власти осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, установлен Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 № 475 и включает в себя:
1. Копию документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.
2. Копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписку из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок.
3. Копию документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).
4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящееся на приобретаемом земельном участке, или:
4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
5. Выписку из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:
5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
6. Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровую выписку о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
7. Копию документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня.
8. Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Данный перечень является исчерпывающим и не предусматривает возможность истребовать иные документы для решения вопроса о предоставлении земельного участка.
Частью 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением перечисленных в данной статье случаев.
Право на приобретение земельного участка в собственность возникает у заинтересованного лица с момента представления им в орган местного самоуправления всех необходимых документов (статьи 15, 36 ЗК РФ).
Как усматривается из материалов дела ОАО "Ростелеком" к заявлению № 02-01/1335 от 26.06.2012 о предоставлении земельного участка в собственность была приложена заявка на приватизацию земельного участка и вышеуказанный пакет документов (приложение к заявке).
Из письма Администрации Лямбирского муниципального района № 01-24-12/2650 от 27.07.2012 следует, что ответчик фактически не оспаривает наличие у ОАО "Ростелеком" исключительного права на приватизацию земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности.
В данном письме Администрация указала ОАО "Ростелеком" на необходимость расторгнуть действующий на момент обращения в администрацию договор аренды земельного участка, заключенный обществом с Атемарским сельским поселением.
Между тем, наличие между сторонами арендных отношений на основании договора аренды земельного участка находящегося в государственной собственности, не препятствует реализации исключительного права общества на предоставление ему участка в собственность.
В пункте 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что наличие договора аренды земельного участка, заключенного до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, не лишает собственника недвижимости права выкупа земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 36 данного Кодекса.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, не предусматривает представление доказательств о расторжении договора аренды с арендодателем земельного участка.
Каких-либо правовых обоснований данного утверждения Администрация ни в письме № 01-24-12/2650 от 27.07.2012, ни в ходе рассмотрения данного дела не привела.
Исходя из изложенного, право на приватизацию земельного участка собственником находящегося на нем недвижимого имущества, не может быть поставлено в зависимость от такого условия как обязательность расторжения существующего договора аренды данного земельного участка.
Таким образом, предложенное Администрацией обществу условие об обязательности расторжении договора аренды <...> от 17.10.1997, судом расценено как введение в заблуждение общества, злоупотребление правом с целью установления новой более поздней даты, фиксирующей момент обращения ОАО "Ростелеком" в Администрацию с заявлением о приватизации земельного участка.
В данном случае расторжение договора аренды по требованию Администрации и подача дополнительного заявления о рассмотрении вопроса о приватизации земельного участка (№ 02-01/1711 от 10.08.2012) не может быть рассмотрено в рамках настоящего дела как факт, имеющий правовое значение при определении даты обращения общества с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату.
В заявлении от 10.08.2012 ОАО "Ростелеком" фактически указало на устранение недостатков, допущенных при подаче заявления № 02-01/1335 от 26.06.2012 и просило рассмотреть заявление о выкупе земельного участка со ссылкой на данное письмо.
В судебном заседании представители сторон подтвердили, что пакет документов на приватизацию земельного участка, направленный ОАО "Ростелеком" вместе с первоначальным заявлением № 02-01/1335 от 26.06.2012, администрацией обществу не возвращался и на момент рассмотрения дела находится в Администрации.
Таким образом, суд пришел к выводу, что датой подачи все необходимых документов для приватизации земельного участка считается 27.06.2012 - дата поступления в Администрацию первоначального заявления общества № 02-01/1336 от 26.06.2012.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность предусмотрены в части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", перечень которых является исчерпывающим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012 продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструируемых зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, осуществляется в пределах:
- двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
- двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
В пункте 9 Постановления от 24.03.2005 № 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что согласно статье 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" при продаже в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений их стоимость определяется субъектом Российской Федерации, а если она не определена, применяется установленная минимальная ставка земельного налога.
Определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В пункте 1 Закона Республики Мордовия от 12.03.2009 № 23-З "О регулировании земельных отношений на территории Республики Мордовия" установлена цена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельных участков при их продаже следующим категориям лиц:
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Согласно пункту 3 названной статьи (в ред. Законов РМ от 12.03.2010 № 10-З, от 28.02.2012 № 4-З, от 13.10.2012 № 73-З) установленная настоящей статьей цена земельных участков действует до 01.07.2012.
Следовательно, в данном случае для приобретения собственником - ОАО "Ростелеком" земельного участка по льготной цене, установленной выше приведенной нормой, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
Материалами дела установлено, что при обращении в уполномоченный орган ОАО "Ростелеком" приложило к своему заявлению предусмотренный законодательством пакет документов, включающий в себя, кроме прочего, свидетельство о государственной регистрации права собственности 13 ГА № 358047 от 16.10.2009, в котором содержатся сведения о документах - основаниях регистрации права собственности, а именно план приватизации № 88-ПР от 06.06.1994, договор о присоединении № 149-01 от 23.10.2001 и передаточный акт от <...>, подтверждающие, что объект недвижимого имущества, расположенный на обозначенном земельном участке, отчужден из государственной собственности.
В связи с тем, что объект недвижимости, расположенный на испрашиваемом заявителем земельном участке отчужден в пользу общества из государственной собственности в процессе приватизации Государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ" в 1994 году, заявитель относится к категории лиц, на которых распространяется льготный порядок определения цены выкупа земельного участка, установленный пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Кроме того, Министерство экономического развития Российской Федерации в письме № ОГ-Д23-2560 от 21.12.2011 разъяснило, что лица, подавшие заявление о приобретении земельных участков по льготной цене в установленный законом срок, будут иметь право на его приобретение по цене, действовавшей на момент подачи заявления (срок льготного выкупа земельных участков продлен до 1 июля 2012 года).
С учетом изложенного, в рассматриваемом случае выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления о приобретении в собственность земельного участка с приложением необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исходя из того, что заявитель обратился в Администрацию Лямбирского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, 27.06.2012, то есть до 01.07.2012, суд пришел к выводу о том, что установление выкупной цены земельного площадью 2253 кв. м, кадастровый номер <...>, из расчета кадастровой стоимости в размере 244049,96 руб. в данном случае является неправомерным, противоречащим требованиям действующего законодательства, а у Администрации отсутствовали основания для определения выкупной цены земельного участка из расчета его кадастровой стоимости.
В рассматриваемом случае расчет выкупной цены должен быть произведен из расчета двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, что составляет 6101 руб. 24 коп. (кадастровая стоимость земельного участка - 244044,96 руб. x 2,5%)
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Часть 5 указанной статьи возлагает обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Между тем, в нарушение положений статьи 65 и части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Администрация не доказала правомерность своих действий об отказе в предоставлении обществу спорного земельного участка в собственность по льготной цене.
Действия Администрации, выраженные в письме № 01-24-12/3006 от 29.08.2012 в не предоставлении в собственность земельного участка по льготной выкупной цене в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 2253 кв. м, расположенного по адресу: <...>, нарушают преимущественное право собственника недвижимого объекта на приватизацию земельного участка по льготной цене, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", и действующей до 01 июля 2012 год, что приведет к необоснованным значительным экономическим затратам.
При этом письмо № 01-24-12/3006 от 29.08.2012 принято полномочным органом - Администрацией Лямбирского муниципального района, и подписано уполномоченным на это лицом - Главой администрации С.А., действовавшим в соответствии с Уставом (принят решением Совета депутатов от 28.12.2005 № 153) и Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Лямбирского муниципального района, гражданам и юридическим лицам, имеющим на этих земельных участках в собственности здания, строения и сооружения, в собственность бесплатно или за плату, аренду, постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование, утвержденным распоряжением Администрации от 11.08.2011 № 647.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, представленные в дело доказательства, и дав им правовую оценку, арбитражный суд пришел к выводу о том, что оспариваемые заявителем действия Администрации не соответствуют Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Федеральному закону № 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества", Закону Республики Мордовия от 12.03.2009 № 23-З "О регулировании земельных отношений на территории Республики Мордовия" и нарушают права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд полагает, что заявленные требования ОАО "Ростелеком" обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме, а оспариваемые действия Администрации Лямбирского муниципального района - признанию незаконными.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 № 11, в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет ему проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает этот орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
В силу пункта 1 статьи 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только сформированные земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Таким образом, суд при удовлетворении требований о признании решений и действий (бездействия) исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления об отказе в заключение договора купли-продажи земельных участков незаконными с указанием на устранение нарушения путем обязания направить проект договора купли-продажи земельного участка, указывает объект договора - идентифицированный земельный участок с указанием его местонахождения, кадастрового номера и площади земельного участка.
Из положений статей 15, 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что право на приобретение земельного участка в собственность возникает у заинтересованного лица с момента представления им в орган исполнительной власти всех необходимых документов.
Судом установлено, что датой представления ОАО "Ростелеком" в Администрацию Лямбирского муниципального района всех необходимых документов является 27.06.2012.
Поскольку месячный срок для решения вопроса о предоставлении заявителю спорного земельного участка в собственность, установленный требованиями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, с момента подачи заявления и до издания Администрацией письма № 01-24-12/3006 от 29.08.2012 истек, то суд считает необходимым в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в целях устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя обязать Администрацию Лямбирского муниципального района, в пятнадцатидневный срок с момента вступления данного решения в законную силу принять решение о предоставлении в собственность открытому акционерному обществу междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 2253 кв. м, расположенного по адресу: <...> льготной выкупной цене в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка в сумме 6101 руб. 24 коп. и направить в его адрес проект договора купли-продажи указанного земельного участка с предложением о его заключении.
Трехмесячный срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, на оспаривание действий Администрации (письмо от 29.08.2012) заявителем не пропущен (общество обратилась в арбитражный суд с заявлением 08.11.2012).
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
По правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Возможность освобождения государственных органов от возмещения судебных расходов другой стороне в случае, если решение принято не в их пользу, законодательством не предусмотрена.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Так как государственная пошлина была уплачена обществом в федеральный бюджет при подаче заявления в арбитражный суд (платежное поручение № 60625 от 01.11.2012) расходы по ее уплате в сумме 2000 руб. подлежат отнесению на ответчика и взысканию в пользу заявителя.
Поскольку ОАО "Ростелеком" при обращении в арбитражный государственная пошлина уплачена в сумме 6000 руб., то есть в большем размере, чем предусмотрено Налоговым кодексом РФ, следовательно, излишне уплаченная по платежному поручению № 60625 от 01.11.2012 госпошлина в сумме 4000 руб. подлежит возврату обществу из федерального бюджета Российской Федерации на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Признать незаконным действие Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, выраженное в письме № 01-24-12/3006 от 29.08.2012, в не предоставлении в собственность земельного участка по льготной выкупной цене в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 2253 кв. м, расположенного по адресу: <...>.
Оспариваемое действие проверялось на его соответствие Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Федеральному закону № 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества", Закону Республики Мордовия от 12.03.2009 № 23-З "О регулировании земельных отношений на территории Республики Мордовия".
2. Обязать Администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в пятнадцатидневный срок с момента вступления данного решения в законную силу принять решение о предоставлении в собственность открытому акционерному обществу междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 2253 кв. м, расположенного по адресу: <...> льготной выкупной цене в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка в сумме 6101 руб. 24 коп. и направить в его адрес проект договора купли-продажи указанного земельного участка с предложением о его заключении.
3. Взыскать с Администрации Лямбирского муниципального района, Республика Мордовия, Лямбирский район, с. Лямбирь, (ОГРН <...>, ИНН <...>, дата регистрации - 21.10.2002 МРИ ФНС России № 1 по РМ) в пользу открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком", г. Санкт-Петербург (ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388, дата регистрации - 09.09.2002 УФНС России по г. Москве) расходы по государственной пошлине в сумме 2000 рублей.
4. Возвратить открытому акционерному обществу междугородной и международной электрической связи "Ростелеком", г. Санкт-Петербург (ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388, дата регистрации - 09.09.2002 УФНС России по г. Москве) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4000 руб., излишне уплаченную платежным поручением № 60625 от 01.11.2012.
Подлинник платежного поручения № 60625 от 01.11.2012 оставить в материалах дела, поскольку по нему уплачена часть государственной пошлины, не подлежащая возврату.
5. Выдать заявителю справку на возврат госпошлины.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья
Г.В.ПОЛУБОЯРОВА


------------------------------------------------------------------