По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 13.02.2013 по делу N А39-145/2013 <Требования заявителя о признании незаконным действия налогового органа по включению в справку о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам сумм задолженности и пени без отражения информации об утрате возможности их взыскания и об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав налогоплательщика удовлетворены, поскольку содержание указанной справки должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов и сборов>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 февраля 2013 г. по делу № А39-145/2013

Резолютивная часть решения объявлена 12 февраля 2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено 13 февраля 2013 года.
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Ситниковой В.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия", п. Ударный, Зубово-Полянский район, Республика Мордовия, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Мордовия, п. Зубова Поляна, Зубово-Полянский район, Республика Мордовия, о признании незаконным действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Мордовия, выразившегося во включении в справку № 620 "О состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам" по состоянию на 10.12.2012 задолженности по налогам, пени, налоговым санкциям в сумме 172158 рублей 38 копеек, без отражения информации об утрате налоговым органом возможности ее взыскания,
при участии в заседании
от заявителя: Б. - старшего юрисконсульта, доверенность № 6 от 11.02.2013,
Е. - заместителя главного бухгалтера, доверенность № 7 от 11.02.2013,
от ответчика: представитель не явился,

установил:


федеральное казенное учреждение "Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" (далее - "Учреждение", "заявитель", "налогоплательщик") обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Мордовия, выразившихся во включении в справку № 620 "О состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам" по состоянию на 10.12.2012, по состоянию на 10.12.2012, задолженности по налогам, пени и налоговым санкциям в сумме 172158 рублей 38 копеек, в том числе по налогу на имущество организаций в сумме 333 руб., по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 175 руб. 29 коп., пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 1747 руб. 45 коп., пени по водному налогу в сумме 34 руб. 75 коп., пени по единому социальному налогу в Фонд социального страхования в сумме 3297 руб. 27 коп., пени по единому социальному налогу в федеральный бюджет в сумме 87042 руб. 30 коп., пени по единому социальному налогу в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 215 руб. 02 коп., пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет Республики Мордовия, в сумме 11521 руб. 14 коп., пени по налогу на имущество организаций в сумме 193 руб. 16 коп., пени по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 27 руб. 80 коп., пени по взносам в Государственный фонд занятости в сумме 63463 руб. 25 коп., пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 165 руб. 50 коп., налоговые санкции по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 3691 руб. 85 коп., налоговые санкции по единому социальному налогу в Фонд социального страхования в сумме 6 руб., налоговые санкции по единому социальному налогу в федеральный бюджет в сумме 39 руб., налоговые санкции по единому социальному налогу в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 5 руб., налоговые санкции по транспортному налогу в сумме 100 руб., налоговые санкции по налогу на имущество организаций в сумме 0 руб. 60 коп., налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах в сумме 100 руб., без отражения информации об утрате налоговым органом возможности ее взыскания, без отражения информации об утрате налоговым органом возможности ее взыскания.
В отзыве на заявление налоговый орган указал, что задолженность по налогам, пени и налоговым санкциям, отраженная в справке № 620 по состоянию на 10.12.2012, образовалась у налогоплательщика в период с 01.01.2005 по 01.01.2009.
В связи с истечением срока хранения документов, подтверждающих начисление задолженности, пеней и штрафных санкций, предоставить их в судебное заседание не представляется возможным.
Также налоговый орган указывает на то, что утрата прав на принудительное взыскание задолженности не свидетельствует об отсутствии задолженности и о прекращении обязанности налогоплательщика по уплате налогов, пеней, налоговых санкций и не является основанием для исключения сумм задолженностей из лицевого счета налогоплательщика, сведения которого используются для составления справки о состоянии расчетов с бюджетом.
Как следует из материалов дела, налоговым органом Учреждению выдана справка № 620 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 10.12.2012, по состоянию на 10.12.2012, задолженности по налогам, пени и налоговым санкциям в сумме 172158 рублей 38 копеек, в том числе по налогу на имущество организаций в сумме 333 руб., по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 175 руб. 29 коп., пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 1747 руб. 45 коп., пени по водному налогу в сумме 34 руб. 75 коп., пени по единому социальному налогу в Фонд социального страхования в сумме 3297 руб. 27 коп., пени по единому социальному налогу в федеральный бюджет в сумме 87042 руб. 30 коп., пени по единому социальному налогу в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 215 руб. 02 коп., пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет Республики Мордовия, в сумме 11521 руб. 14 коп., пени по налогу на имущество организаций в сумме 193 руб. 16 коп., пени по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 27 руб. 80 коп., пени по взносам в Государственный фонд занятости в сумме 63463 руб. 25 коп., пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 165 руб. 50 коп., налоговые санкции по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 3691 руб. 85 коп., налоговые санкции по единому социальному налогу в Фонд социального страхования в сумме 6 руб., налоговые санкции по единому социальному налогу в федеральный бюджет в сумме 39 руб., налоговые санкции по единому социальному налогу в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 5 руб., налоговые санкции по транспортному налогу в сумме 100 руб., налоговые санкции по налогу на имущество организаций в сумме 0 руб. 60 коп., налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах в сумме 100 руб.
В отношении указанных сумм задолженностей у налогового органа утрачена возможность бесспорного и принудительного взыскания.
Заявитель считает, что справка № 620 по состоянию на 10.12.2012 с указанием в ней вышеназванных сумм задолженностей и налоговых санкций без отражения информации об утрате налоговым органом возможности их взыскания затрагивает его право на достоверную информацию, нарушает права и законные интересы Учреждения в сфере экономической деятельности.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд пришел к выводу о том, что заявление федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Согласно пункту 2.19 Методических рекомендаций по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 22.06.2011 № ММВ-7-6/381 "О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего информационное обслуживание и информирование налогоплательщиков в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи", справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам формируется в налоговом органе по всем открытым в налоговом органе налоговым обязательствам.
В соответствии с пунктом 2.7 Методических рекомендаций информационные услуги налогоплательщикам (представителям) включают предоставление налоговыми органами в электронном виде, в том числе справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Форма документа утверждена Приказом Минфина России от 18.01.2008 № 9н (Приложение № 8 к Административному регламенту, утвержденному Приказом Минфина России от 18.01.2008 № 9н).
В соответствии с пунктом 104 Административного регламента, утвержденного Приказом Минфина России от 18.01.2008 № 9н, справка по форме, приведенной в приложении к данному Административному регламенту, формируется на основании информационных ресурсов инспекции соответствующего уровня на дату, указанную в запросе, и документов, поступивших в налоговую инспекцию на дату формирования справки. Лицевой счет, являющийся формой внутреннего контроля за надлежащим исполнением налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов и других обязательных платежей, должен содержать достоверные сведения о действительных обязательствах налогоплательщика перед бюджетом.
Приказ Минфина России от 18.01.2008 № 9н, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.
Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть, быть достоверными.
Поскольку в нарушение статей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговый орган не представил доказательства обращения в установленные сроки за взысканием названной суммы задолженности по пеням в порядке статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации с открытых расчетных счетов Учреждения и за счет имущества налогоплательщика, а также не представил доказательства обращения в суд за взысканием указанной задолженности с заявителя, следует признать, что в отношении указанной суммы задолженности у налогового органа утрачена возможность бесспорного и принудительного взыскания.
Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что указанная в справке № 620 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 10.12.2012, по состоянию на 10.12.2012, задолженности по налогам, пени и налоговым санкциям в сумме 172158 рублей 38 копеек, в том числе по налогу на имущество организаций в сумме 333 руб., по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 175 руб. 29 коп., пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 1747 руб. 45 коп., пени по водному налогу в сумме 34 руб. 75 коп., пени по единому социальному налогу в Фонд социального страхования в сумме 3297 руб. 27 коп., пени по единому социальному налогу в федеральный бюджет в сумме 87042 руб. 30 коп., пени по единому социальному налогу в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 215 руб. 02 коп., пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет Республики Мордовия, в сумме 11521 руб. 14 коп., пени по налогу на имущество организаций в сумме 193 руб. 16 коп., пени по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 27 руб. 80 коп., пени по взносам в Государственный фонд занятости в сумме 63463 руб. 25 коп., пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 165 руб. 50 коп., налоговые санкции по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 3691 руб. 85 коп., налоговые санкции по единому социальному налогу в Фонд социального страхования в сумме 6 руб., налоговые санкции по единому социальному налогу в федеральный бюджет в сумме 39 руб., налоговые санкции по единому социальному налогу в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 5 руб., налоговые санкции по транспортному налогу в сумме 100 руб., налоговые санкции по налогу на имущество организаций в сумме 0 руб. 60 коп., налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах в сумме 100 руб., образовалась в период с 01.01.2005 до 01.01.2009. Пени, указанные в справке № 30643 по состоянию на 14.11.2012, начислены на недоимку, право взыскания которой утрачено в связи с истечением срока взыскания.
Согласно пункту 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации бесспорное взыскание задолженности ограничено двухмесячным сроком, по истечении которого налоговый орган в пределах шести месяцев вправе произвести взыскание в судебном порядке.
Срок, установленный статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации для обращения в суд за взысканием этих платежей, истек.
В арбитражный суд с требованием о взыскании указанной задолженности заявитель не обращался.
Инспекция утратила право на взыскание задолженности по налогам, сборам, взносам, пени и налоговым санкциям в сумме 172158 руб. 38 коп., в том числе по налогу на имущество организаций в сумме 333 руб., по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 175 руб. 29 коп., пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 1747 руб. 45 коп., пени по водному налогу в сумме 34 руб. 75 коп., пени по единому социальному налогу в Фонд социального страхования в сумме 3297 руб. 27 коп., пени по единому социальному налогу в федеральный бюджет в сумме 87042 руб. 30 коп., пени по единому социальному налогу в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 215 руб. 02 коп., пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет Республики Мордовия, в сумме 11521 руб. 14 коп., пени по налогу на имущество организаций в сумме 193 руб. 16 коп., пени по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 27 руб. 80 коп., пени по взносам в Государственный фонд занятости в сумме 63463 руб. 25 коп., пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 165 руб. 50 коп., налоговые санкции по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 3691 руб. 85 коп., налоговые санкции по единому социальному налогу в Фонд социального страхования в сумме 6 руб., налоговые санкции по единому социальному налогу в федеральный бюджет в сумме 39 руб., налоговые санкции по единому социальному налогу в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 5 руб., налоговые санкции по транспортному налогу в сумме 100 руб., налоговые санкции по налогу на имущество организаций в сумме 0 руб. 60 коп., налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах в сумме 100 руб., в связи с пропуском срока давности (статья 46 Налогового кодекса Российской Федерации), и указанная задолженность является безнадежной к взысканию.
Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов с бюджетом в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.
Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
Наличие или отсутствие у юридического лица задолженности по налогам и сборам перед бюджетом является одним из критериев успешности его предпринимательской деятельности, добросовестности и финансовой стабильности, поэтому заявитель правомерно посчитал, что включение в справку расчетов в качестве задолженности указанных платежей нарушает права и законные интересы предприятия в сфере предпринимательской деятельности, создает ему препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в отношении неисполненной федеральным казенным учреждением "Исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" обязанности по уплате задолженности по налогам, сборам, взносам, пени и налоговым санкциям в сумме по состоянию на 10.12.2012, задолженности по налогам, пени и налоговым санкциям в сумме 172158 рублей 38 копеек, в том числе по налогу на имущество организаций в сумме 333 руб., по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 175 руб. 29 коп., пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 1747 руб. 45 коп., пени по водному налогу в сумме 34 руб. 75 коп., пени по единому социальному налогу в Фонд социального страхования в сумме 3297 руб. 27 коп., пени по единому социальному налогу в федеральный бюджет в сумме 87042 руб. 30 коп., пени по единому социальному налогу в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 215 руб. 02 коп., пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет Республики Мордовия, в сумме 11521 руб. 14 коп., пени по налогу на имущество организаций в сумме 193 руб. 16 коп., пени по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 27 руб. 80 коп., пени по взносам в Государственный фонд занятости в сумме 63463 руб. 25 коп., пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 165 руб. 50 коп., налоговые санкции по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 3691 руб. 85 коп., налоговые санкции по единому социальному налогу в Фонд социального страхования в сумме 6 руб., налоговые санкции по единому социальному налогу в федеральный бюджет в сумме 39 руб., налоговые санкции по единому социальному налогу в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 5 руб., налоговые санкции по транспортному налогу в сумме 100 руб., налоговые санкции по налогу на имущество организаций в сумме 0 руб. 60 коп., налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах в сумме 100 руб., возможность взыскания которых Инспекцией утрачена в связи с истечением срока ее взыскания, налоговому органу следует отразить в справке информацию о задолженности с указанием на утрату налоговым органом возможности ее взыскания.
При обращении в арбитражный суд заявителю предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Мордовия, выразившиеся во включении в справку № 620 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 10.12.2012, задолженности по налогам, пени и налоговым санкциям в сумме 172158 рублей 38 копеек, в том числе по налогу на имущество организаций в сумме 333 руб., по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 175 руб. 29 коп., пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 1747 руб. 45 коп., пени по водному налогу в сумме 34 руб. 75 коп., пени по единому социальному налогу в Фонд социального страхования в сумме 3297 руб. 27 коп., пени по единому социальному налогу в федеральный бюджет в сумме 87042 руб. 30 коп., пени по единому социальному налогу в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 215 руб. 02 коп., пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет Республики Мордовия, в сумме 11521 руб. 14 коп., пени по налогу на имущество организаций в сумме 193 руб. 16 коп., пени по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 27 руб. 80 коп., пени по взносам в Государственный фонд занятости в сумме 63463 руб. 25 коп., пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 165 руб. 50 коп., налоговые санкции по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 3691 руб. 85 коп., налоговые санкции по единому социальному налогу в Фонд социального страхования в сумме 6 руб., налоговые санкции по единому социальному налогу в федеральный бюджет в сумме 39 руб., налоговые санкции по единому социальному налогу в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 5 руб., налоговые санкции по транспортному налогу в сумме 100 руб., налоговые санкции по налогу на имущество организаций в сумме 0 руб. 60 коп., налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах в сумме 100 руб., без отражения информации об утрате налоговым органом возможности ее взыскания.
2. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Мордовия устранить допущенное нарушение прав и законных интересов федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" путем выдачи справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам со сведениями об имеющейся у учреждения задолженности с указанием на утрату инспекцией возможности ее взыскания в принудительном порядке.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца с момента принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья
В.И.СИТНИКОВА


------------------------------------------------------------------